Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Честность, Тора и бизнес, Рав Александр Кац, Мусар, Освящение Имени Всевышнего
Раби Элияу Акоэн Душницер (5636—5709 /1876—1949/ гг.) — выдающийся педагог, один из виднейших представителей этического движения Мусар.
Родился в местечке, расположенном возле польского города Ломжи.
Учился в литовских ешивах, принадлежащих к движению Мусар: в Телзе (Тельшае) и в Слободке, а также в доме учения г. Кельма, основанном р. Симхой-Зислом Зивом (Сабой из Кельма; см.).
Позднее он переехал в Радин, где стал одним из ближайших учеников р. Исраэля-Меира Акоэна (Хафец Хаим; см.).
В 5667 /1907/ году, в возрасте тридцати лет, р. Душницер стал машгиахом (духовным руководителем) в радинской ешиве Хафец Хаима.
В 5686 /1926/ году р. Душницер занял должность машгиаха в ешиве Ломжа, переехавшей почти в полном составе из Польши в сельскохозяйственное поселение Петах-Тиква, расположенное на средиземноморском побережье Земли Израиля.
Его беседы с учениками отличались особой доверительностью и теплотой. Если же ему приходилось упрекать или наставлять кого-либо из студентов, он тщательно выверял каждое слово, чтобы, не дай Б-г, не задеть достоинство юноши и не обидеть его — и все же, в конце разговора, опасаясь, что какое-то из его высказываний было неправильно понято, он просил у ученика прощение за свое замечание (Гдолей адорот).
И в частной жизни р. Душницер оставался образцом душевной деликатности и бескомпромиссной нравственной чистоты.
Однажды он поднялся в автобус и, заплатив водителю, забыл забрать у него билет. Несколько минут спустя, заметив свою оплошность, р. Душницер взволнованно обратился к двум своим спутникам: «Что же мне теперь делать?! Если я сейчас попрошу у шофера билет, он может заподозрить, что я не заплатил при входе, — и из-за меня осквернится Имя Всевышнего! Если же оставить все, как есть, то в любую минуту может появиться контролер: обнаружив, что у меня нет билета, он решит, что я не заплатил за проезд, — и опять из-за меня осквернится Имя Всевышнего! К тому же, вечером, при подсчете выручки, шофер обнаружит небольшой излишек и, возможно, не передаст его владельцу компании, а оставит у себя. Получится, что я подтолкну его к невольному воровству».
В конце концов, р. Душницер отыскал единственное решение, отвечающее его представлениям о справедливости. «Вы свидетели, что я прощаю шоферу те деньги, которые ему заплатил, — объявил он своим спутникам. — Теперь эти деньги становятся его собственностью». Затем он подошел к шоферу и, вторично заплатив ему, получил билет (Маасей Авот, Ваишлах).
В другой раз р. Душницер сдал портному в починку свое пальто. Он забрал его в канун шабата и уже дома заметил, что портной пришил на пальто дополнительную пуговицу, о которой между ними не было речи. Опасаясь, что эта пуговица осталась неоплаченной, р. Душницер не пользовался пальто до тех пор, пока не встретился с портным после шабата и не выяснил у него цену пришивания пуговицы (там же, Кедошим).
Еще большую щепетильность р. Душницер проявлял, когда дело касалось крупных денежных сделок.
Его сын р. Ашер уехал в Америку и оставил ему обширный фруктовый сад в Рамат Ашароне. Экономический кризис, который переживала подмандатная Палестина, привел к тому, что сад стал нерентабельным, и чтобы покрыть расходы на уход за деревьями, р. Душницер был вынужден влезть в долги. Он молился, чтобы Всевышний дал ему возможность продать сад и вернуть долги. Наконец, нашелся американский бизнесмен, готовый совершить сделку.
Прибыв вместе с покупателем в сад, р. Душницер сказал ему: «В Торе написано: “Если будете продавать что-либо ближнему своему, не обманывайте друг друга” (Ваикра 25:14). Поэтому я обязан обратить ваше внимание на все недостатки этого сада». Р. Душницер принялся водить американца по саду и показывать ему все проблемные места, комментируя: «Это дерево заражено паразитами! Это высохло! Это перестало давать плоды! А здесь намечается овраг!..». Терпеливо выслушав все замечания, бизнесмен решительно сказал: «Покупаю!».
Однако, когда на обратном пути, в автобусе, выяснилось, что американец страдает серьезным сердечным заболеванием, р. Душницер тут же отменил сделку. «Я не имею права продавать человеку с больным сердцем сад, с содержанием которого связано столько проблем, даже если сам покупатель этих проблем еще не осознает», — пояснил он (Гдолей адорот).
В последние годы жизни, занимаясь Торой по ночам в своем маленьком кабинете при ешиве, р. Душницер стал выключать электричество и использовать керосиновую лампу. На вопрос, почему он лишает себя таких элементарных удобств, р. Душницер смущенно объяснил: «Я старый человек и в любой момент могу задремать над книгой — и получится, что я использую электричество ешивы без всякой нужды. …А за керосин я плачу из своего кармана» (Маасей авотейну, Кедошим).
Р. Элияу Душницер был призван в Небесную Ешиву двадцать второго ава 5709 /1949/ года.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Завоевание страны Ханаан
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Специальное благословение после трапезы с хлебом
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора обязывает нас уважительно относиться к тем, кто перешел в иудаизм. Расширенное понимание этой заповеди: следует помочь незнакомцу, заинтересованному в той или иной услуге.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Шесть облаков славы окружали народ Израиль в пустыне, четыре со всех сторон света
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Этот мир — неподходящее место для получения награды
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Мидраш сообщает много важной информации о том, как выглядели вторые скрижали. В отличие от первых, они не возникли сами собой.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
В третий раз выпущенная в окно Ноева ковчега птица не вернулась, «нашла покой», то есть — спокойное сухое место