Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Алия, Хасиды, Рав Александр Кац, КГБ
Раби Гедалия-Моше бар Шломо Гольдман (р. Гедалия-Моше из Звиля; 5647—5710 /1887—1950/ гг.) — хасидский наставник.
Сын выдающегося праведника и чудотворца р. Шломо Гольдмана (р. Шломке из Звиля; см.), возглавлявшего хасидскую общину г. Звиля на Волыни.
Изучал Тору под руководством отца. Получил раввинское посвящение от двух духовных лидеров поколения — р. Мордехая Розенблата (р. Мотеле Ошмянера; см.) и р. Хаима Соловейчика (р. Хаима Брискера; см.).
В 5669 /1909/ году, в возрасте двадцати двух лет, р. Гедалия-Моше стал даяном (судьей) в Звиле — он помогал отцу в руководстве хасидской общиной. В начале 5680-х /1920-х/ годов, когда советская власть закрыла все еврейские общинные учреждения, он преподавал в подпольном хедере. После того, как 5686 /1926/ году отец уехал в Землю Израиля, р. Гедалия-Моше возглавил общину Звиля.
Несколько лет спустя он был арестован органами НКВД и отправлен вместе с сотнями других раввинов в сибирские лагеря.
В заключении он по-прежнему соблюдал законы кашрута и ежедневно накладывал тфилин. За все годы, проведенные в лагерях, он ни разу не нарушил шабат (R. Dovid Silber Noble lives 2, p.235).
В 5696 /1936/ году, отбыв срок заключения, он сумел вырваться из Советской России и приехать в Землю Израиля, в Йерушалим. В 5705 /1945/ году, после смерти отца, он сменил его во главе хасидской общины Звиля, укоренившейся в святом городе.
Р. Гедалия-Моше из Звиля умер двадцать четвертого хешвана 5709 /1950/ года.
Во главе хасидского «двора» встал его сын р. Мордехай из Звиля, возглавлявший общину до своей смерти, последовавшей в 5741 /1981/ году.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»