Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Рав Александр Кац
Раби Яаков-Моше-Мордехай бар Исраэль-Гершон Алеви Соловейчик (5675—5755 /1915—1995/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
Прямой потомок основателя прославленной Воложинской ешивы р. Хаима Воложинера. Внук р. Хаима Соловейчика, создателя «брискской» школы талмудического анализа.
Учился в ешиве г. Каменеца у р. Баруха-Бера Лейбовича. Позднее занимался в ешиве швейцарского города Монтрё, а затем был одним из самых одаренных учеников ешивы Ломжа, расположенной в г. Петах-Тиква. Во время пребывания на Земле Израиля был особенно близок к таким духовным лидерам поколения, как его дядя р. Ицхак-Зеев Соловейчик и р. Авраам-Йешая Карелиц.
В послевоенный период возвратился в Европу и основал ешиву в швейцарском городе Люцерне, расположенном в предгорьях Альп. Он воспитал множество учеников, ставших главами общин и ешив по всему еврейскому миру.
Последний период жизни р. Моше Соловейчик провел в крупнейшем швейцарском городе Цюрихе. Он приобрел статус одного из самых авторитетных законоучителей поколения, и к нему обращались со спорными вопросами представители всех течений и направлений в иудаизме.
В 5749 /1989/ году по его инициативе была создана московская ешива Торат хаим. Благодаря этому учебному заведению, ставшему самым крупным и авторитетным на территории бывшего СССР, сотни молодых евреев возвратились к соблюдению законов Торы.
Р. Яаков-Моше-Мордехай Соловейчик умер девятнадцатого ияра 5755 /1995/ года в Цюрихе. Похоронен в Земле Израиля.
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»