Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Гаоны, Александр Кац
Рав Шрира бар Ханина (р. Шрира Гаон; 4666-4767 /906-1007/) — глава (гаон) ешивы в Пумбедите.
Прямой потомок царя Давида.
Учился у своего отца р. Ханины и деда р. Йеуды, которые были до него гаонами Пумбедиты.
В 4728 /968/ году он возглавил ешиву Пумбедиты и руководил ее работой около тридцати лет (Раавад, Седер акабала).
Р. Шрира был первым из гаонов Вавилонии, написавшим комментарии к Талмуду — до наших дней дошли лишь отрывки этого сочинения. Сохранились его многочисленные респонсы — ответы на сложные алахические вопросы, присылаемые ему из многих общин еврейской диаспоры; часть из этих респонсов написана р. Шрирой вместе с его сыном р. Айем Гаоном (см.).
Особое значение имело его послание к р. Яакову бар Нисиму, известное под названием Послание рава Шриры Гаона. В этом послании прослеживаются пути передачи устной традиции из поколения в поколение, от мудрецов Мишны к мудрецам Талмуда, и далее — к гаонам, до эпохи самого р. Шриры. В послании разъясняются также причины и обстоятельства, которые побудили мудрецов записать значительную часть Устной Торы.
Это сочинение р. Шриры Гаона было основным источником информации для всех последующих историков еврейской традиции.
В 4758 /998/ году р. Шрира уступил руководство ешивой своему сыну р. Аю Гаону.
Р. Шрира умер в возрасте ста одного года (Раавад, Седер акабала).
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.