Темы: Ешива Воложин, Раби Хаим Брискер
Рав Хаим Соловейчик (1853—1918) — главный раввин Брест-Литовска, автор «Хидушей рабену Хаим Алеви», один из крупнейших раввинов Белоруссии и создатель новаторского метода изучения Талмуда, называемого «брестским».
Родился в известной раввинской семье Соловейчик. Его отцом был Йосеф Дов, а матерью — дочь Ицхока из Воложина. Учился у своего отца, а затем в воложинской иешиве, где затем начал преподавать в 1873 году.
Женился на дочери рава Рефаэля Шапиро, главы воложинской иешивы, который был женат на дочери Нацива из Воложина. В 1892 году иешива закрылась. В тоже время отец рава Хаима, Йосеф Дов, скончался, и р.Хаима пригласили занять его место, на что он сразу согласился. В Бресте создал иешиву, где начал преподавать Талмуд, используя свой новаторский метод.
Многократно участвовал в съездах российских раввинов и старался улучшить материальное положение евреев. Считал, что раввин обязан, в первую очередь, заботиться о духовных и материальных нуждах общины.
Его общественные взгляды были резко консервативными, он выступал против сионистского движения, поддерживал старый иешув, отрицательно смотрел на создание училищ для евреев со светским образованием. Был среди учредителей Агудат Исраль в 1913 году.
Во время первой мировой войны переехал в Минск, затем в Варшаву, после в Отвоцк, где скончался. Похоронен на большом еврейском кладбище в Варшаве возле своего дяди и деда своей жены.
У рава Хаима родилось 2 сына, старший Моше — раввин в нескольких местечках Белоруссии, а затем глава иешивы при семинаре Ицхака Элхана(Иешива-Юниверсити) в Нью-Йорке, младший Ицхак Зеэв — наследник отца на посту главы брестской иешивы и на должности брестского раввина, а затем крупнейший религиозный авторитет в Израиле.
Брестский метод
Метод, который развил рав Соловейчик требовал аналитического изучения текста и предпочитал углублённое изучение одной темы (и'юн) приобретению общих познаний по разным темам не слишком углубляясь в них (б'киют). Метод Соловейчика требовал изучения всех существующих мнений на данный вопрос, даже не принятых окончательно, и понимания их основного тезиса. Метод также предусматривает сравнение разным мест в Талмуде касающихся данной темы и вывода общего для всех знаменателя.
Наиболее популярный критерий при анализу Талмуда или галахот проведение различия между обязанностями человека (гавра) и обязанностями связанными с предметом (хефца).
Метод Соловейчика изначально был распростанён только в его иешиве Бресте, однако благодаря его популярности и усилению авторитета брестских раввинов в Польше и затем в Израиле метод стал доминирующим в большинстве иешив.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.