Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Каббала, Предсказание, Бааль Шем Тов, Хасидизм, Александр Кац
Раби Меир бар Цви-Гирш Маргалиот (умер в 5550 /1790/ г.) – ученик Бааль-Шем-Това; выдающийся законоучитель и кабалист, один из духовных лидеров поколения.
Учился у своего отца, р. Цви-Гирша, раввина г. Язловица в Галиции. Начал изучать Талмуд с пяти лет и вскоре прославился как илуй (вундеркинд).
Еще в детстве познакомился с Бааль-Шем-Товом (см.), который прежде, чем «открыться», был шойхетом (специалистом по ритуальному забою скота) в местечке Кошиловиц, расположенном возле Язловица.
Меир Маргалиот вместе со своим братом Ицхаком прожил в доме Бешта в течение нескольких недель, а затем по секрету сообщил отцу, что этот скромный деревенский шойхет «мудрее и богобоязненее всех людей». С тех пор Меир сохранил свою привязанность к Бешту и впоследствии стал одним из самых близких его учеников и последователей (Сарей амеа 3:14).
Р. Меир Маргалиот был главой раввинского суда в Городенке и Язловице, а затем – в крупнейшем городе Галиции Лемберге (Львове).
В 5536 /1776/ году он возглавил общину Острога, крупнейшую на Волыни. Наряду с этим, последний польский король Станислав-Август Понятовский специальным указом от 21 января 1776 года назначил его главным раввином Украины (точнее тех частей Украины, которые еще оставались под властью польской короны).
Предание свидетельствует, что р. Меир Маргалиот был знаком с графом Станиславом Понятовским задолго до его восшествия на престол – ведь город Язловиц, в котором он вырос, а затем возглавлял общину, находился во владениях Понятовских. Однажды, когда старый граф Понятовский прибыл в свою вотчину вместе с юным сыном Станиславом, сын р. Маргалиота, маленький Шауль (впоследствии главный раввин Люблина), указал на юного шляхтича пальцем и сказал: «Я вижу в нем приметы будущего царя». Старый граф, заметив жест мальчика, обратился к р. Маргалиоту: «Признайся, что тебе нашептал твой сын?! Раввину негоже лгать». Р. Маргалиот передал провидческие слова ребенка, и юный Станислав Понятовский запомнил их на всю жизнь. Когда предсказание сбылось, король, посетив р. Маргалиота, оказал ему знаки особого почета и расположения (Сарей амеа, там же).
Р. Меир Маргалиот был одним из самых авторитетных законоучителей своего поколения. Его многочисленные респонсы собраны в книге Меир нетивим (Освещающий путь); в этой книге приведены также его комментарии к Пятикнижию. Труды р. Маргалиота в области кабалы составили книгу Яхин вевоаз (яхин и боаз – так назывались два медных столба, обрамлявших вход в Храм, построенный царем Шломо – I Мелахим 7:21).
Свою власть и авторитет р. Меир Маргалиот использовал для распространения хасидского движения. Благодаря его влиянию община Острога стала одним из основных центров хасидизма.
Р. Меир Маргалиот был призван в Небесную Ешиву десятого ияра 5550 /1790/ года.
Из книги "Еврейские мудрецы", изд. Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»