Темы: Христианство, История, Смертная казнь, Испания, Аутодафе, Италия, Инквизиция
Ауто-да-фе – португальская форма испанского auto de f é (по-французски act de foi от латинского actus fidei) – торжественное объявление и вслед за тем приведение в исполнение приговора, вынесенного судом инквизиции roes, осуждённым. Обычно, однако, так называют лишь приведение приговора в исполнение. Это же выражение применяется ошибочно, а, может быть, метафорически, и к сожжению книг (Талмуда и пр.) в раннее средневековье.
Торжественное объявление приговора происходило обыкновенно в церкви в первое воскресенье Рождественского поста, так как в этот день читается Евангелие (Лука XXI ) о страшном суде. Некоторые христианские авторитеты придерживались мнения, что такие приговоры не должны читаться публично, так как многие из них связаны со смертной казнью.
Обыкновенно на городской площади устраивалась по возможности обширная эстрада, чтобы множество народа могло видеть церемонию, «ибо это зрелище наполняет зрителей ужасом и представляет потрясающую картину Страшного суда. Такой ужас и такие чувства должны быть внушаемы: они приносят величайшую пользу» ( Nicolas Eymeric, Manuel des inquisiteurs, с. 143).
За некоторое время до аутодафе о нём официально объявлялось перед общественными зданиями и в городских садах. Объявление об аутодафе в Мадриде в 1680 году гласило: «Жители города Мадрида сим извещаются, что св. суд инквизиции города и королевства Толедского торжественно совершит общее аутодафе в воскресенье, 30 июня с. г. и что все те, кто так или иначе примет участие в совершении или будет присутствовать на указанном аутодафе, воспользуются всеми духовными милостями, какими располагает римский первосвященник».
Были разного рода аутодафе: Auto publico general (общее публичное аутодафе), совершавшееся с большой помпой в присутствии всех магистратов города, часто по случаю дня рождения или бракосочетания какого-нибудь принца; Auto particular – частное аутодафе, на котором присутствовали только инквизиторы и уголовные судьи; Autillo (малое аутодафе) – в пределах дворца инквизиции и в присутствии судей и нескольких приглашённых гостей; Auto singular, назначавшееся для одного преступника.
После долгих месяцев или даже лет заключения в подземных темницах инквизиции осуждённых выводили из тюрьмы ночью накануне аутодафе и приводили в особое место, где их приготовляли к церемонии. На них надевали специальный костюм из материи в чёрную и белую полоску, состоявший из рубахи с рукавами и штанов, доходивших до пят. Кроме того, набрасывался наплечник, sanbenito, обыкновенно, для обвинённых в каком-нибудь преступлении против церкви, из жёлтой бумажной ткани с красными андреевскими крестами на груди и на спине. Уличённым, но упорствовавшим в отрицании своей вины и вторично уличённым полагался серый наплечник, samara, с изображением на нём спереди и сзади самого осуждённого над пылающими факелами, окружённого дьяволами; часто отмечалось также имя осуждённого и его преступление. У добровольно признавших вину огни изображались опрокинутыми. На обвинённых в колдовстве надевался бумажный колпак, carochas , в виде сахарной головы, на котором были изображены дьяволы и огненные языки. Ноги преступника были обнажены, а в руке он держал жёлтую восковую свечу.
Впереди торжественной процессии несли хоругвь инквизиции с надписью Justitia et misericordia; за преступником следовали инквизиторы и другие сановники. Один или двое горожан назначались при каждом обвинённом в качестве крёстных отцов: они наблюдали за тем, чтобы преступники вернулись невредимыми в тюрьму. В процессии несли также останки тех, кто умер до произнесения приговора над ними, ибо, говорит Bernardus Comensis (Lucerna Inquisitor, стр. 52), «мёртвые еретики могут быть преданы анафеме и могут быть осуждены после смерти… и это до сорока лет». В процессии носили также изображения тех, кто был осуждён заочно.
Всё это делалось потому, что инквизиция, осудив еретика, имела право конфисковать его имущество. Так, Бернард Гюи прямо говорит в своих Practica inqisitionis, что «ересь должно преследовать не только между живыми, но также среди мёртвых, особенно, когда необходимо воспрепятствовать заражение ересью наследников, вследствие верований тех, кому они наследуют» ( Molinier , L ’ Inquisition dans le midi de la France, стр. 358).
В церкви делались для церемонии установленные приготовления. В большом алтаре, задрапированном чёрным сукном, ставили два кресла, одно для великого инквизитора, другое для короля или какого-нибудь высокопоставленного лица, и водружалось распятие: те, к кому был обращён лик распятия, должны были быть пощажены, находившиеся же позади распятия были обречены на смерть. Светские власти приносили торжественную присягу, что будут оказывать инквизиции всяческую помощь и исполнять все её приказания. Затем произносилась длинная проповедь, обращённая к тем, кто упорно отрицал свою вину; она имела также целью вызвать в зрителях рвение к католическому вероисповеданию. Поэтому аутодафе носило иногда название sermo publicus (публичная проповедь) или sermo general de fide (общая проповедь веры, см. Molinier, ib., стр. 8).
Примером такого увещевания может служить проповедь Дон Диего Аннунциазаро Юстиниана, архиепископа Краганоры (переведена Моисеем Мокаттой, изд. в Филадельфии в 1860 году; библиографию подобных проповедей аутодафе в Португалии см. Da-Silva, Diccionario bibliographico portuguez, Лиссабон 1858).
Преимущество отдавалось тем, кто готов был отречься от ереси. Их помещали у стола, на котором лежало несколько открытых молитвенников. Два клирика читали отчёт о суде и соответствующем наказании, что часто занимало целый день. Во время чтения отчёта преступники находились на середине галереи. Та же церемония происходила, когда аутодафе совершалось в публичном саду. Здесь устраивался обширный амфитеатр с необходимыми принадлежностями и временными темницами под платформой.
Были четыре церемонии наказаний, определявшихся инквизицией: 1) вызов в суд инквизиции; 2) совершение благочестивых дел; 3) публичные паломничества, бичевания и ношение тяжёлых крестов и 4) конфискация имущества, вечное заключение и смерть. Тех, кого суд признал виновными, отводили обратно в тюрьму в очень торжественной обстановке.
Еретик, раскаявшийся и снова согрешивший, еретик, не раскаявшийся и не согрешивший вновь, еретик, не раскаявшийся и снова согрешивший, еретик, не признавший себя виновным и еретик, заочно обвинённый – все предавались в руки светской власти, так как инквизиция отказывалась приводить в исполнение смертные приговоры на основании принципа «церковь не хочет крови» (ecclesia non sitit sanguinem).
Различные смертные приговоры оканчивались формулой: «По этим причинам мы объявляем вас вновь согрешившим, извергаем вас из лона церкви, передаём вас светскому правосудию, настойчиво, однако, умоляя его умерить свой приговор, так, чтобы не было по отношению к вам пролития крови или опасности смерти».
Беллярмин прямо говорит «То, что еретики заслуживают наказания, ясно или, по крайней мере, указано во Второзаконии 13, 6 и сл.). Богословы придерживались различного мнения по вопросу, мечом или огнём должны быть преданы смерти осуждённые (ср. Julien Havet, L’hérésie et les bras sèculier au moyen age, 1881). Казнь огнём предпочиталась, как более согласная со сказанным у Иоанна XIV, 6: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и оне сгорают».
Симаноас и Рохас (Roias) также придерживались мнения, что еретики должны быть сжигаемы заживо. Следовало только затыкать еретикам рты, чтобы они не поносили зрителей.
По-видимому, раскаявшийся сначала подвергался удавлению, а затем сжигался, нераскаявшегося же бросали в огонь живьём.
Было установлено, что светская власть не должна надолго откладывать исполнение приговоров инквизиции. Иннокентий IV в своей булле Ad extirpanda («Для искоренения») устанавливает максимальный срок в пять дней. В Испании было в обычае приводить в исполнение приговоры немедленно, вслед за объявлением их, причём это приурочивалось к какому-либо празднику, когда население было свободно от занятий.
Той же торжественностью, с которой совершалось публичное чтение приговора, сопровождалось и приведение его в исполнение. Блестящая процессия отправлялась от темниц инквизиции к quemadero – площади с сооружёнными на ней подмостками. Присутствовали сановники церкви и государства (на аутодафе 30 июня 1680 года в Мадриде, которое устроил Карл II в честь своей молодой жены, король сам зажёг первый факел, воспламенивший костры).
Всю ночь, предшествующую аутодафе, беспрерывно заседала комиссия, готовая выслушать отречение преступников. Узников, которых эскортировали солдаты в сопровождении духовников, убеждавших их воспользоваться последней возможностью примирения с церковью, привозили на ослах.
Составлялся полный отчёт (Relacion – в Испании, Rela ç ao – в Португалии) об аутодафе. Часто его печатали, чтобы увеличить усердие верующих и внести порядок в процесс духовного суда (E . N . Adler , Jew . Quart . Review , XIII , 395); отчёты посылались центральному суду инквизиции, а также и другим судам.
Первое аутодафе еврея, насколько известно, состоялось в Труа (департамент Об) в субботу 24 апреля 1288 года. Об этом событии говорится в Слихот р. Яакова бен Йеуды, р. Меира бен Элия и р. Шломо Симхи, а также в старом провансальском стихотворном рассказе, автором которого является тот же р. Яаков бен Йеуда. Эта казнь вызвала энергичный протест со стороны Филиппа Красивого (17 мая 1288 года), который усмотрел в действиях святой инквизиции нарушение собственных прав (ср. A. Darmstetter в Romania, III, 443 и сл.; idem, Revue des ét. Juives, II, 199; Salfeld, Martyrologium des Nürnberger Memorbuches, стр. 162).
Сохранилось, однако, мало документальных свидетельств инквизиции о евреях вне пределов Пиренейского полуострова. Большая часть сведений относится к Испании и Португалии и их колониям (см. ниже). Однако, несомненно, что число евреев, потерпевших от инквизиции в Италии, было велико. В одной лишь Венеции предстали пред святейшим судом по обвинению в «иудаизме» в течение 16-го века 43 человека, а в 17-м веке – 34 человека. Много евреев могло находиться также среди обвинённых в «магометанстве».
Инквизиция произвела величайшие опустошения в Испании и Португалии, на Балеарских островах, в испанской Америке (Мексика, Бразилия, Перу), в Гваделупе и в Гоа (в Индии).
В Испании аутодафе началось с того времени, когда Сикст IV (1480) издал буллу, разрешавшую католическим королям назначать инквизиторов над всеми еретиками, а в Португалии – с издания в 1531 году буллы Климента VII Cum et nihil magis , официально учреждавшей инквизицию в Португалии (Herculano , Estab . da inquisi ç ao , I , 255).
Инквизиция была учреждена в Америке жалованной грамотой Филиппа II 7 февраля 1569 года. В Венеции инквизиция была уничтожена в 1794 году; в Гоа – в 1812 году. Последнее аутодафе в Португалии состоялось в Лиссабоне 19 октября 1739 года, но в короткий период реакции совершено было (1 августа 1826 года) в Валенсии сожжение еврея (Rev . é t . juiv ., V , 155). Инквизиция была окончательно уничтожена в Испании 15 июля 1834 года. В Перу она была упразднена 9 марта 1820 года, немедленно после отпадения Перу от Испании.
В Германии следует упомянуть об аутодафе в Бреславле (был сожжён 41 еврей) 4 июля и в Швейднитце (17 жертв) 17 августа 1453 года (см. Г. Кон, Вестник русского еврейства, 1871, №№ 20-22, Brann ., Gesch . D . Juden in Schlesien , Бреславль 1907, IV , 133).
Невозможно точно определить число евреев, нашедших смерть в массе аутодафе в Испании и Португалии. Они обыкновенно обвинялись в «иудаизме» – такое обвинение могла предъявляться морискам и даже христианам, заподозренным в ереси, особенно же марранам и неохристианам. Из опубликованных документов и из списков, ныне ставших доступными, видно, что погибли многие тысячи евреев (Rev . é t . juiv ., XXXVII , 269). Согласно свидетельству Ллоренте, через инквизицию в Испании прошло 341021 дело и более 30000 еретиков было сожжено (см. также Kohut , Proceedings Am . Jew . Hist . Soc ., IV , 109). Согласно другому авторитету, в течение 250 лет существования инквизиции в Америке [1] было совершено 129 аутодафе.
Из собранных Адлером подробностей могут быть приведены следующие числа евреев, осуждённых, но, как известно, не всегда на смерть (о некоторых аутодафе, в особенности о тех, которые состоялись в 16-м веке, неизвестны подробности): 15-й век (с 1481 года) – 3381; 16-й век, число roes – 868; 17-й век – 821; всего – 6448. Это все те аутодафе, об именах и участи жертв которых сохранились достоверные сведения в 115 relaciones , из числа 464 аутодафе, устроенных в период 1481-1826.
Следующий список аутодафе, в которых, как положительно известно, пострадали евреи, составил E . N . Adler (Jew . Quart . Rev ., XIII , 392). Список дополнили автор статьи (ib ., XIV , 80), Кайзерлинг ( ib ., 136) и М. В. (по статье Адлера, America Autos , ibid ., XVII , 69). Источники указаны в упомянутых статьях (когда будут обнародованы тысячи томов отчётов инквизиции, хранящихся в архивах Мадрида, Севильи, Саламанки, Лиссабона и пр., число это, несомненно, увеличится).
1288, 24 апреля, Труа
1459, 8 июля
1481, 6 января, Севилья
1484, 8 августа, Сиудад-Реаль
1485 и 1486, 7 различных, Гваделупа
1847, 14 марта
1847, 18 августа
1488, 18 мая, Толедо
1488, 30 июля, Толедо
1490, 11 февраля, Гуэска
1490, Валенсия
1491, 8 июля
1506, Пальма (Майорка)
1507, Лас Пальмас
1509, Пальма
1510, Пальма
1511, Пальма
1526, 24 февраля, Лас Пальмас
1541, 23 октября, Лиссабон
1541, Эвора
1543, Опорто
1559, 21 мая, Вальядолид
1560, 22 декабря, Севилья
1562, 15 марта, Мурсия
1562, 20 марта, Мурсия
1563, 15 ноября, Лима
1574, Мехико
1577, Толедо
1578, Толедо
1578, 1 апреля, Лима
1580, Лима
1581, 29 октября, Лима
1582, Лима
1587, 30 ноября, Лима
1592, Мехико
1592, 5 апреля, Лима
1598, Толедо
1600, 10 декабря, Лима
1603, 3 августа, Лиссабон
1605, 13 марта, Лима
1605, 27 марта, Эвора
1606, 24 марта, Эвора
1608, 1июня, Лима
1610, 7 и 8 ноября, Логроньо
1612, 17 июня, Лима
1614, 2 февраля, Картахена
( Cartagena de las Indias )
1622, 13 марта , Картахена
1624, 5 мая, Лиссабон
1624, 30 ноября, Севилья
1625, 2 декабря, Кордова
1625, 14 декабря, Севилья
1625, 21 декабря, Лима
1626, 17 июня, Картахена
1627, 28 февраля, Севилья
1627, 21 декабря, Кордова
1627, 21 декабря, Севилья
1627, 6 августа, Картахена
1628, 25 июня, Картахена
1628, 22 июля, Севилья
1629, 1 апреля, Эвора
1629, 2 сентября, Лиссабон
1631, 27 февраля, Лима
1632, 7 марта, Картахена
1634, 26 марта, Картахена
1634, 29 июня, Куэнка
1635, 11 августа, Лима
1635, 17 августа, Лима
1636, 1 июня, Картахена
1636, 22 июня, Вальядолид
1638, 25 марта, Картахена
1639, Рио де ла Плата
1639, 23 января, Лима
1641, 17 ноября, Лима
1642, 2 апреля, Лиссабон
1642, 22 июля, Картахена
1644, 17 апреля, Севилья
1644, 2 августа, Вальядолид
1645, Мехико
1647, Мехико
1647, 22 декабря, Лиссабон
1648, 13 марта, Мехико
1648, 29 марта, Севилья
1648, 24 мая, Картахена
1649, 28 ноября, Картахена
1650, 21 декабря, Картахена
1651, январь, Толедо
1652, Лиссабон
1653. 25 апреля, Картахена
1653, 22 июля, Картахена
1654, 28 апреля, Картахена
1654, 29 июня, Куэнка
1654, 6 декабря, Гренада
1655, март, Сантьяго де Компостелла
1655, 3 мая, Кордова
1655, 8 мая, Картахена
1655, 6 июня, Картахена
1656, 1 октября, Картахена
1657, 16 сентября, Картахена
1658, 15 декабря, Опорто
1660, 11 апреля, Севилья
1660, 13 апреля, Севилья
1660, 17 октября, Лиссабон
1661, 30 ноября, Толедо
1662, 24 февраля, Кордова
1663, 6 мая, Кордова
1664, 23 января, Лима
1664, 26 октября, Коимбра
1665, 29 июня, Кордова
1666, Толедо
1666, 16 февраля, Лима
1666, 7 июня, Кордова
1666, 6 июля, Кордова
1667, 28 июня, Лима
1667, 9 июля, Кордова
1667, 8 октября, Лима
1669, Кордова
1669, Толедо (?)
1669, май, Картахена
1670, 20 июля, Кордова
1670, 2 марта, Картахена
1671, 24 августа, Картахена
1671, 4 сентября, Картахена
1672, 4 сентября, Картахена
1673, Коимбра
1675, 13 января, Пальма
1675, 17 февраля, Картахена
1677, 4 апреля, Картахена
1679, 6 апреля, Пальма
1679, 23 апреля, Пальма
1679, 30 апреля, Пальма
1679, 3 мая, Пальма
1679, 28 мая, Пальма
1679, 12 ноября, Картахена
1680, 30 июня, Мадрид
1680, 28 октября, Мадрид
1681, 21 декабря, Картахена
1682, 10 мая, Лиссабон
1682, 28 октября, Картахена
1683, Лиссабон
1684, Гренада
1689, Гренада
1691, Майорка
1691, 7 марта, Пальма
1691, 11 марта, Севилья
1691, 1 мая, Пальма
1691, 6 мая, Пальма
1691, 2 июня, Пальма
1693, 16 марта, Лима
1694, 20 декабря, Лима
1695, март, Картахена
1699, 29 ноября, Вальядолид
1700, Севилья
1700, 10 января, Картахена
1701, 2 августа, Лиссабон
1703, 28 октября, Севилья
1704, 2 марта, Коимбра
1705, 6 сентября, Лиссабон
1705, 6 декабря, Лиссабон
1706, 25 июля, Эвора
1706, 31 декабря, Вальядолид
1707, 30 июня, Лиссабон
1708, 18 марта, Картахена
1708, 21 мая, Картахена
1711, 26 мая, Картахена
1713, 9 июля, Картахена
1713, 9 июля, Лиссабон
1714, 29 июля, Картахена
1715, 11 июня, Картахена
1715, 30 ноября, Картахена
1717, 20 июня, Картахена
1718, 4 апреля, Кордова
1718, 17 июня, Коимбра
1718, 29 июня, Севилья
1719, 28 ноября, Лима
1720, 28 декабря, Лима
1721, 18 мая, Мадрид
1721, 18 мая, Севилья
1721, 15 сентября, Пальма
1721, 30 ноября, Гренада
1721, 14 декабря, Севилья
1722, 22 февраля, Мадрид
1722, 24 февраля, Севилья
1722, 15 марта, Толедо
1722, 12 апреля, Кордова
1722, 17 мая, Мурсия
1722, 31 мая, Пальма
1722, 29 июня, Куэнка
1722, 5 июля, Севилья
1722, 30 ноября, Севилья
1722, 30 ноября, Ллерена
1723, 31 января, Севилья
1723, 24 февраля, Валенсия
1723, 14 марта, Коимбра
1723, 31 марта, Гренада
1723, 31 марта, Барселона
1723, 9 мая, Куэнка
1723, 13 мая, Мурсия
1723, 6 июня, Севилья
1723, 6 июня, Вальядолид
1723, 6 июня, Сарагоса
1723, 13 июня, Кордова
1723, 20 июня, Гренада
1723, 10 октября, Лиссабон
1723, 24 октября, Гренада
1723, 26 июля, Ллерена
1724, 20 февраля, Мадрид
1724, 12 марта, Вальядолид
1724, 2 апреля, Валенсия
1724, 23 апреля, Кордова
1724, 11 июня, Севилья
1724, 25 июня, Гренада
1724, 2 июля, Кордова
1724, 2 июля, Пальма
1724, 23 июля, Куэнка
1724, 30 ноября, Мурсия
1724, 21 декабря, Севилья
1725, 14 января, Куэнка
1725, 4 февраля, Ллерена
1725, 4 марта, Куэнка
1725, 13 мая, Гренада
1725, 1 июля, Толедо
1725, 1 июля, Валенсия
1725, 8 июля, Вальядолид
1725, 24 августа, Гренада
1725, 26 августа, Ллерена
1725, 9 сентября, Барселона
1725, 21 октября, Мурсия
1725, 30 ноября, Севилья
1725, 16 декабря, Гренада
1726, 31 марта, Вальядолид
1726, 31 марта, Мурсия
1726, 12 мая, Кордова
1726, 18 августа, Гренада
1726, 1 сентября, Барселона
1726, 17 сентября, Валенсия
1726, 13 октября, Лиссабон
1727, 26 января, Вальядолид
1728, 9 мая, Гренада
1728, 15 мая, Кордова
1730, 3 мая, Кордова
1731, 4 марта, Кордова
1733, 12 июля, Лима
1736, 23 декабря, Лима
1737, 11 ноября, Лима
1738, 21 марта, Толедо
1739, 1 сентября, Лиссабон
1739, 18 октября, Лиссабон
1745, 15 июня, Вальядолид
1745, 5 декабря, Кордова
1749, 19 октября, Лима
1761, 6 апреля, Лима
1773, 1 сентября, Лима
1781, Севилья
1782, 5 февраля, Картахена
1799, 26 августа, Севилья
1800, 18 февраля, Лима
1803, 27 августа, Лима
1805, 10 сентября, Лима
1806, 17 июля, Лима
1826, 1 августа, Валенсия
[1] По новейшим исследованиям аутодафе в Америке началось уже с 1536 года; см. Америка, Евр. Энц., II , 189. Автор, К. Форнберг, пользовался последним трудом известного историка инквизиции H . C . Lea, Inquisition in Spanish dependencies, Нью-Йорк 1908.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.