Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Изучение Торы, Ешива Мир, Катастрофа, Спасение жизни, Рав Александр Кац, Мусар
Раби Элиэзер-Йеуда бар Натан-Цви Финкель из Мира (5639-5725 /1879-1965/ гг.) — выдающийся законоучитель и педагог, руководитель ешивы Мир.
Сын одного из основателей движения Мусар р. Натана-Цви Финкеля, известного как Саба из Слободки.
Учился в Слободке под руководством отца, а также в ешивах Кельма, Глуска и Радина.
В 5657 /1897/ году отец направил его с группой из четырнадцати своих учеников в г. Слуцк, где создавалась новая ешива — филиал ешивы в Слободке. Здесь он стал одним из ближайших учеников руководителя этой ешивы р. Исера-Залмана Мельцера.
В 5663 /1903/ году р. Элиэзер-Йеуда женился на дочери р. Элияу-Баруха Камая, возглавлявшего общину и ешиву белорусского городка Мир. Поселившись в Мире, он стал ближайшим помощником тестя в руководстве ешивой, а начиная с в 5667 /1907/ года возглавил ее.
В этот же период на пост машгиаха был приглашен другой выпускник Слободки р. Йерухам Лейвович, и ешива г. Мира приобрела новый облик, приблизившись по своему уровню к ведущим учебным заведениям, принадлежащим к движению Мусар, — таким, как ешивы в Слободке, Телзе (Тельшае) и Слуцке.
В 5681 /1921/ году, после шести лет скитаний военного времени, ешива возвратилась в Мир, вошедший в состав независимой Польши.
Р. Элиэзер-Йеуда привлек к преподаванию в ешиве старшего брата своей жены р. Авраама-Цви Камая, ставшего новым главным раввином г. Мира, а также двух одаренных молодых знатоков Торы — р. Йехезкеля Левинштейна и своего зятя р. Хаима Шмулевича.
В период между двумя мировыми войнами ешива приобрела статус одного из мировых центров изучения Торы — к середине 5690-х /1930-х / годов число учеников в ней возросло до пятисот, причем, многие из них приезжали из других стран, в том числе, и из США (Р. Дов Кац, Тнуат амусар 3 с.54).
Р. Элиэзер-Йеуда самоотверженно заботился о каждом ученике. По свидетельству его близких, он особенно любил, когда студенты делились с ним самостоятельно сделанными открытиями. Р. Хаим Шмулевич вспоминал, что глава ешивы «мог с увлечением выслушать или прочитать сотню и более сочинений учеников подряд — и, несмотря на то, что все они строились на одном и том же талмудическом материале, хорошо известном ему, он впивался в последнее сочинение с не меньшей жаждой, чем в первое» (Везэ шаар ашамаим с.575-576; Маасей авотейну, Аазину).
С началом второй мировой войны в 1939 году г. Мир оказался в зоне советской оккупации — еврейские общинные учреждения сразу же подверглись репрессиям, и ешиве угрожало закрытие.
В этой обстановке, осенью 5699 /1939/ года, одному из учеников удалось услышать сквозь треск и свист советских «глушилок» передачу лондонского радио, в которой сообщалось, что советское правительство планирует передать захваченный Красной армией город Вильно (Вильнюс) под суверенитет независимой Литвы. В последующие двое суток все студенты, а также большинство преподавателей ешивы покинули Мир — они успели обосноваться в Вильно, и были «вручены» Литве вместе с городом (Е. Ляйтнер, Спасение Торы из огня Катастрофы с.19-20).
Сразу же после этого р. Элиэзер-Йефяуда принял решение перевести свою ешиву в полном составе на Землю Израиля, однако из-за эмиграционной квоты, установленной британскими властями подмандатной Палестины, ему не удалось добыть необходимое количество сертификатов, дающих право на легальный въезд в страну. После того как летом 5700 /1940/ года Литва была «добровольно» присоединена к СССР, р. Элиэзер-Йеуда стал настойчиво искать пути бегства из социалистической западни. Он создал особую группу «дипломатов», в которую вошли наиболее инициативные студенты, — в кратчайший срок им удалось достать выездные визы для большинства сотрудников и учащихся ешивы. В начале зимы 5701 /1940/ года ешива выехала поездом из Ковно (Каунаса) во Владивосток, а оттуда — на корабле в Японию (Зерах Вархафтиг, Уцелевшие в годы Катастрофы с.73-75).
Сам же р. Элиээзер-Йеуда не последовал за ешивой, а воспользовался палестинским сертификатом, предоставленным ему и его семье: той же зимой он отбыл через Одессу и Стамбул на Землю Израиля и поселился в Йерушалаиме.
К 5704 /1944/ году он собрал вокруг себя небольшую группу учеников, призванную стать ядром возрожденной ешивы Мир. После окончания войны к нему присоединилась часть студентов, переживших эти годы в Японии и китайском городе Шанхае.
В 5709 /1949/ году состоялось официальное открытие ешивы, а к 5713 /1953/ году в иерусалимском квартале Бейт-Исраэль для нее было возведено особое здание.
Новое помещение было рассчитано на сотни учеников, хотя к тому времени в ешиве училось лишь несколько десятков студентов. Р. Элиэзер-Йеуда сказал с улыбкой, что «придет день, когда в зале будет не хватать мест». И действительно, к середине 5720-х /1960-х/ годов в Мире занималось уже более двухсот учеников, а позднее — и более тысячи (Везэ шаар ашамаим с.536-537).
На протяжении всей жизни р. Элиэзер-Йеуда не прерывал многочасовых, упорных занятий — как правило, в течение каждого года он заканчивал полный цикл изучения всего Талмуда.
«Как ты можешь ложиться спать, если не занимался, как минимум, четырнадцати часов в день?! — спросил он как-то одного из внуков. — Я просто не могу понять этого!» (там же с.575).
Его хидушим (аналитические заметки) к Талмуду были собраны в книге, озаглавленной Диврей Элиэзер (Речения Элиэзера).
В мире ешив эта книга и сегодня является важным пособием при изучении Талмуда.
Р. Элиэзер-Йеуда Финкель умер девятнадцатого Тамуза 5725 /1965/ года.
Во главе ешивы его сменили зять р. Хаим Шмулевич и сын р. Биньямин-Бениш Финкель.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»