Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Образование, Скромность, Ассимиляция, Америка, Ешива, Рав Александр Кац
Раби Шрага-Фейвл Менделович (ок.5646-5708 /ок.1886-1948/ гг.) — выдающийся педагог и организатор еврейского образования в США, «отец американских ешив».
Родился в городке Вилаге, на границе Венгрии и Галиции.
Учился в ешиве закарпатского города Хуста, а затем — в венгерском городе Унсдорфе.
В семнадцать лет получил раввинское посвящение.
В последующие годы совершенствовал свои познания в знаменитой ешиве г. Пресбурга (Братиславы) — под руководством р. Симхи-Бунима Софера, сына р. Авраама-Шмуэля-Биньямина Софера (Ктав Софер) и внука основателя ешивы р. Моше Софера (Хатам Софер).
В 5673 /1913/ году, в возрасте двадцати семи лет, он эмигрировал в США и после ряда неудачных попыток заняться бизнесом стал преподавателем иврита в еврейской школе г. Скрантона, расположенного севернее Нью-Йорка.
Р. Менделович проявил себя чрезвычайно талантливым педагогом и решил сосредоточить свои усилия именно в области еврейского воспитания. В 5688 /1928/ году он организовал в Бруклине, еврейском центре Нью-Йорка, ешиву, получившую название Метивта Тора водаат («Ешива Торы и знания»).
Тонко понимая духовные запросы молодых американских евреев, р. Менделович сумел организовать дело так, что его ешива приобрела популярность и высокий авторитет. Он привлек к сотрудничеству знаменитых знатоков Торы, приехавших из Европы: р. Яакова Канторовича, р. Давида Лейбовича и р. Шломо Эймана — благодаря их влиянию уровень преподавания в ешиве приближался к уровню ведущих ешив литовского края.
Шаг за шагом осуществляя свою программу, р. Менделович основал в нью-йоркском районе Монси высшую талмудическую академию Бейт мидраш Эльон, призванную готовить раввинов и преподавателей Торы.
Последние годы жизни он посвятил созданию разветвленной сети еврейских школ, а для координации их деятельности основал организацию Тора умесора (Тора и традиция).
Школы этой сети были открыты не только в густонаселенных еврейских центрах северо-восточного побережья, но и в таких удаленных точках, как Атланта, штат Джорджия, или Даллас, штат Техас, — на юге страны. Наряду с Пятикнижием, Мишной и Талмудом, в школах р. Менделовича основательно изучали общеобразовательные предметы, что позволило привлекать к обучению в них и детей из семей, уже оторванных от мира Торы (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.178).
В 5680-е /1920-е/ — начале 5690-х /1930-х/ годов в Америке бытовал анекдот, ярко передающий отношение «новых американцев» к традиционному еврейскому воспитанию. Перед зажиганием субботних свечей еврейская мать с молитвой на устах бросает монетки в копилки, предназначенные для различных благотворительных целей. Так, перед тем, как опустить монетку в копилку с надписью «На больницы», она говорит: «Да убережет Творец моих детей от больниц!» и т.д. И когда она подходит к копилке с надписью «На ешивы», она говорит: «Да убережет Творец моих детей и от этого!» (Гдолей адорот).
Настойчивым трудом на протяжении ряда десятилетий р. Менделович сумел преодолеть в сердцах «новых американцев» страх перед «местечковым образованием» — обучение в школах и ешивах, основанной им сети, стало, что так важно в Америке, даже престижным и респектабельным. Один из духовных лидеров американского еврейства р. Аарон Котлер утверждал, что, «если бы не р. Шрага-Фейвл, Тора забылась бы среди евреев Америки» (там же).
При осуществлении всех своих начинаний р. Менделович, как правило, выдвигал на первый план своих соратников и сотрудников, а сам стремился оставаться в тени — на скромной роли администратора. Он даже предпочитал, чтобы его называли не «раби Менделович», а «мистер Менделович». Очень мало кто из окружающих знал, что, в действительности, он не только обладает званием раввина, но и, благодаря своим экстраординарным способностям, удостоился его еще в юности (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.178).
Обратив внимание на то, как искусно р. Менделович укрывается от славы и почестей, глава ешивы Поневеж в Бней-Браке р. Йосеф-Шломо Каханман сказал: «Раби Менделович не “мистер”, а нистар (скрытый праведник)» (Гдолей адорот).
Р. Шрага-Фейвл Менделович умер третьего элуля 5608 /1948/ года.
Перед смертью он произнес: «Я уверен, что мои ученики избавят меня от Геинома, — ведь они наверняка удостоятся Ган Эдена, а не может быть, чтобы ученики оказались в Ган Эдене, а их наставник — в Геиноме» (там же).
Р. Менделович вошел в историю еврейской общины США под почетным титулом «отца американских ешив».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»