Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: География ТаНаХа, Земля Израиля, Ришоним, Алия, Испания, Рав Александр Кац
Раби Иштори бар Моше Апархи (5040-ок. 5115 /1280-ок.1355/ гг.) — выдающийся исследователь Земли Израиля.
Детство и юность провел в Провансе. Изучал Тору, а также медицину и астрономию.
В 5066 /1306/ году, когда евреи были изгнаны из Франции, переселился в г. Перпиньян, на самой границе с Испанией, а затем в Барселону и, наконец, в Толедо. Здесь учился у Роша, одного из духовных лидеров поколения.
В 5073 /1313/ году совершил «восхождение» в Землю Израиля. Изучал Тору в Иерусалиме, впоследствии поселился в Бет-Шеане и имел там обширную врачебную практику. Побывал во всех уголках святой земли, в течение пяти лет исследовал Галилею.
Результаты своих наблюдений р. Иштори обобщил в книге Кафтор ваферах (Шар и цветок), посвященной географии и истории святой земли. Автор описывает старинные города и различные ландшафты, рассказывает о жизни еврейских общин. Ему удалось опознать около ста восьмидесяти мест, упомянутых в Танахе и Талмуде. Р. Иштори исходил из предположения, что еврейские названия географических объектов сохранились — пусть и в несколько искаженном виде — в современных ему арабских названиях (позднее этот принцип был подтвержден данными раскопок, и по сей день исследователи опираются на идентификацию, предложенную в книге Кафтор ваферах). Он также идентифицировал множество растений, названных в Писании. Кроме того, р. Иштари осуществил привязку к местности рубежей Земли Израиля, указанных в Танахе и в книгах законоучителей.
С разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»