Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Христианство, Ришоним, Испания, Рав Александр Кац, Изгнание из Испании
Раби Давид бар Амрам Адани — выдающийся толкователь Пятикнижия, автор книги Мидраш Агадоль.
Жил в г. Адене, крупнейшем морском порту Йемена.
Состоял в алахической переписке с прямым потомком Рамбама р. Йеошуа Анагидом, главой еврейской общины Египта (известны послания, датированные 5106 /1346/ годом).
Составил сборник мидрашей, получивший название Мидраш Агадоль. В этой книге приводятся многочисленные толкования Торы из Талмуда и других книг — причем, некоторые старинные мидраши сохранились полностью лишь в сборнике р. Адани.
Весь приводимый материал составитель стремится объединить в единую цепь, используя в качестве связующих звеньев и обрамления свои собственные комментарии.
Увлечение «греческими книгами» — нееврейской философией и науками —привело к тому, что значительная часть испанских евреев отдалились от традиций предков, стремясь сблизиться, а затем и слиться с окружающим населением. И когда во время погромов 5151 /1391/ года евреям Испании был предложен выбор: крещение или смерть, очень многие избрали крещение. Духовенство и специально созданное судилище — инквизиция — всеми средствами добивались того, чтобы «новые христиане» полностью порвали со своим прошлым, отказавшись от еврейских обычаев и традиций в повседневной домашней жизни. Причем, как это часто бывает, во главе святош стояли наиболее ретивые из среды самих выкрестов: епископ Павел Бургосский, ставший воспитателем наследника испанского престола, а также Великие Инквизиторы Томас Торквемада и Диего ди Деза. По стране запылали костры. А в 5252 /1492/ году, желая оградить новообращенных христиан, марранов, от «пагубного» влияния их прежних собратьев, король Фердинанд повелел всем евреям покинуть пределы его страны. 9 ава 5252 года более трехсот тысяч евреев, распродав за бесценок свое имущество, пустились в дорогу; пятьдесят тысяч крестились и остались в Испании.
В те же годы под ударами непрерывных преследований и погромов обезлюдили еврейские кварталы Германии. Духовный центр ашкеназских евреев смещался к востоку: сначала в Вену, столицу Австрии, а затем еще дальше — в Прагу.
С исходом евреев из Испании и Германии завершилась эпоха ришоним —мудрецов «раннего периода».
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.