Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Судья, Сны, Искупление грехов, Рав Александр Кац, Конфликты
Раби Йосеф бар Давид Ибн Лев (5265—5340 /1505—1580/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
Родился в македонском городе Битоле, на захваченном турками Балканском полуострове. Уже в юности стал даяном (судьей) в родном городе.
В 5294 /1534/ году переселился в г. Салоники, где была в те дни одна из самых крупных и богатых еврейских общин. В качестве судьи он самоотверженно сражался против еврейских магнатов, угнетавших и притеснявших рядовых членов общины. В 5305 /1545/ году, в разгар этой борьбы, руками наемного убийцы был убит один из его сыновей, р. Давид.
В хронике Седер адорот повествуется, что четвертого ава 5305 /1545/ один из этих магнатов, Барух из Салоников, уязвленный судебным решением Ибн Лева, публично ударил его — на одной из центральных улиц города. Ибн Лев разорвал в знак скорби одежды и воззвал к небесам. На следующий день, пятого ава, в городе вспыхнул пожар, уничтоживший за несколько часов пять тысяч домов. В тот же день началась губительная эпидемия, ежедневно уносившая сотни жизней. По словам хроники, с жителями Салоников «воевали с Небес».
С 5310 /1550/ года Ибн Лев преподавал в ешиве Стамбула. Он был одним из общепризнанных духовных лидеров поколения.
Его респонсы, изданные в четырех томах, отличаются ясностью законодательных выводов и глубиною анализа.
С именем Ибн Лева связана мистическая история, произошедшая через два века после его смерти. Об этих событиях рассказывается в письме выдающегося знатока кабалы р. Мордехая Ошмянера (см.). Он сообщает, что раз за разом, в ночь на Йом кипур, в ночь на Шмини ацерет и на Симхат Тора, являлся к нему во сне «величественный человек с утонченными чертами лица и длинной бородой», «его лицо излучало свет, и он был одет в белое». Наконец, величественный старец признался, что он послан из Грядущего мира с особой миссией. «Я откроюсь тебе, — сказал он. — Меня зовут раби Йосеф Ибн Лев. Когда я был еще жив, мне пришлось в раввинском суде разбирать тяжбу между двумя сторонами. Одного из спорящих я признал виновным, но он отказался принять решение суда, поскольку обладал большой властью. Я предостерег его, что буду вынужден применить необходимые формальные меры… Когда я вышел из зала суда на улицу, он приблизился ко мне и нанес мне удар по лицу. Этот поступок до сего дня лежит печатью на его душе. До сего дня у него не было возможности искупить это. Но поскольку ты происходишь от него, ты был выбран для искупления, чтобы предоставить ему шанс оказаться в Грядущем мире».
Небесный посланник сообщил также способ предстоящего искупления: необходимо было приобрести книгу респонсов, написанных Ибн Левом, и «тщательно ее изучить» — таким путем душа Баруха из Салоников «получит возможность подниматься все выше и выше, в Грядущий мир».
Однако р. Мордехай Ошмянер недостаточно серьезно отнесся к случившемуся. Внезапно опасно заболела его жена, и в ту же ночь «Ибн Лев снова явился ему во сне и сурово сказал, что это было последним предупреждением». И когда жена оказалась в критическом состоянии, р. Мордехай Ошмянер поспешил в точности выполнить искупительный обряд: в течение четырех лет он скрупулезно изучал респонсы Ибн Лева, став их выдающимся знатоком, — именно такой срок был указан ему таинственным небесным посланником (Гдолей адорот).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Где, когда и почему зажигать ханукальные свечи?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Приготовление еды в Йом-Тов
Рав Лейб Гельфанд
Почему женщина наказывается смертью за нарушение трех вышеупомянутых заповедей именно «при родах»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Уриэль Зильбигер
Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один — доброжелатель, другой — осуждающий
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.