Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Мудрецы, Цфат, Скромность, Рав Александр Кац, Еврейская поэзия, Богобоязненность
Раби Элазар бар Моше Азкари (Сефер харедим; 5293—5360 /1533—1600/ гг.) — выдающийся законоучитель, знаток сокровенной мудрости и поэт.
Родился двадцать седьмого ияра 5293 /1533/ года в семье выходцев из Испании, нашедших убежище на Святой Земле. Изучал Тору в Цфате у р. Йосефа Каро (см.) и р. Моше Терани (Мабита; см.), а мудрость кабалы постигал из уст р. Ицхака Лурии (Аризаля; см.).
Начиная с 5324 /1564/ года вел дневниковые записи, в которых отразилась повседневная жизнь кружка кабалистов, целиком посвятивших себя служению Всевышнему.
Эти записи, охватывающие период в тридцать пять лет, были опубликованы после смерти р. Азкари под названием Милей дешмайя (Дела небесные).
В течение долгих лет р. Азкари выполнял обязанности шамаша (синагогального служки), скрывая от окружающих свои глубочайшие познания в тайных и открытых разделах Торы. Только Аризаль и его ближайшие ученики знали, каким праведником и подлинным гигантом духа является этот скромный шамаш.
В 5348 /1588/ году р. Азкари завершил свой основной труд — комментированный перечень заповедей, получивший название Сефер харедим (Книга трепещущих). В этой книге заповеди разделены на группы в соответствии с теми органами тела, которые ответственны за их выполнение: «заповеди сердца», «заповеди уст», «заповеди рук» и т.д. Книга содержит также множество наставлений и практических рекомендаций, позволяющих достичь более высокого уровня в служении Всевышнему.
Впервые напечатана в Венеции в 5361 /1601/ году — через год после смерти автора. Книга пользовалась значительной популярностью и выдержала три десятка изданий; на нее написано несколько комментариев.
В самом авторитетном современном кодексе Мишна брура (156:1:4) указано, что «каждому человеку следует изучать Сефер харедим и быть сведущим в ней, поскольку ее автор обобщил все перечни заповедей, составленные в предыдущих поколениях, — а точное знание заповедей приводит к их выполнению».
Сохранилось сорок пиютов (духовных гимнов), принадлежащих перу р. Азкари, — все они проникнуты любовью к Всевышнему и стремлением «прилепиться» к Нему. Особенной популярностью пользуется его песня, начинающаяся словами Йедид нефеш, ав арахаман (Возлюбленный моей души, Отец милосердный!). «Сжалься надо мной и не скрывай от меня Свой лик», — просит поэт у Б-га.
Этот пиют, завораживающий своей лирической силой, включен во многие сидуры и махзоры — его принято исполнять во время третьей субботней трапезы, провожая прекрасную Царицу-Субботу.
В 5763 /2002/ году в Йерушалаиме были впервые изданы рукописи р. Азкари, содержащие его комментарии на Пятикнижие.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?