Темы: Талмуд, Амораим, Танаим, С. Бернфельд
Рабби Шимон бен Халафта – один из законоучителей переходного времени между таннаями и амораями. Он жил в Эйн-Тине, селении близ Ципори, где пребывал его учитель, рабби Йеуда а-Наси. Рабби Шимон был очень беден, и его учитель часто оказывал ему материальную помощь (Рут Рабба 5, 7).
Рабби Шимон бен Халафта много занимался наблюдением над жизнью животных, а также опытами, так что ему дано было прозвище аскан бэ-дварим, т. е. экспериментатор. Рассказывают, что он, желая доказать, что птица, потерявшая перья, может жить и, следовательно, пригодна к употреблению, обеспечил курице, потерявшей крылья, соответствующий уход, оберегая её здоровье, пока не выросли новые перья (В. Талмуд, Хуллин 57б). Другую курицу он вылечил, связав камышом вывихнутую бедренную кость (В. Талмуд, Хуллин 57б).
Имя рабби Шимон бен Халафта часто упоминается в Агаде, где приводятся сравнения, к которым он прибегал, толкуя Тору. Закон о том, что обрезание должно предшествовать вкушению от пасхальной жертвы, он поясняет с помощью следующего сравнения: «Один царь устроил пир, на который разрешил явиться только тем, кто имел его печать. Так и Всевышний устроил праздник в память освобождения от египетского рабства и позволил участвовать в нём только тем, кто носит на своём теле печать Авраама» (Шмот Рабба 19, 6).
Отношения между Всевышним и Израилем он описывает с помощью следующей притчи: «Один царь взял в жены женщину, принесшую ему два драгоценных камня в качестве приданного. Он сам прибавил к ним ещё два алмаза. Но когда женщина потеряла те два камня, что принесла с собой, царь взял назад и те два камня, что он ей дал. Когда же она нашла свои потерянные камни, царь вернул ей и свои алмазы и сделал из всех камней подарок для неё. Точно так же и Израиль принёс в дар Б-гу драгоценные камни, полученные им от Авраама – добро и правосудие (цдака у-мишпат), а Б-г прибавил два камня – милость и сострадание (рахамим вэ-рихамха) (Дварим 13, 18). Когда Израиль потерял добро и правосудие (Амос 6, 12: «А вы превратили правосудие в яд, а плод милосердия – в (горечь) полыни», афахтэм лэ-рош мишпат у-фри цдака лэ-лаана), Б-г отнял милость и сострадание (Ирмияу 16, 5: «…ибо отнял Я у этого народа… благосклонность и милосердие», эт а-хэсэд вэ-эт а-рахамим). Но когда к Израилю вновь возвратится то, что он потерял (Йешая 1, 27: «Цийон искупится правосудием, а раскаявшиеся его – добром», Цийон бэ-мишпат типадэ вэ-шавеа би-цдака), Б-г также вернёт то, что Он отнял (Йешая 54, 10: «Ибо горы сдвинутся и холмы зашатаются, а милость Моя не отступит от тебя…, – сказал милующий тебя Господь», вэ-хасди мэ-итха лё йамуш…мэрахэмха а-Шем), и сделает из этих четырёх драгоценностей корону для Израиля».
Учить Талмуд, не отходя от компьютера! Талмуд on-line
Читайте: обзор по теме Мудрецы Талмуда — Амораи
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.