Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Один из законоучителей переходного времени между таннаями и амораями.

Рабби Шимон бен Халафта – один из законоучителей переходного времени между таннаями и амораями. Он жил в Эйн-Тине, селении близ Ципори, где пребывал его учитель, рабби Йеуда а-Наси. Рабби Шимон был очень беден, и его учитель часто оказывал ему материальную помощь (Рут Рабба 5, 7).

Рабби Шимон бен Халафта много занимался наблюдением над жизнью животных, а также опытами, так что ему дано было прозвище аскан бэ-дварим, т. е. экспериментатор. Рассказывают, что он, желая доказать, что птица, потерявшая перья, может жить и, следовательно, пригодна к употреблению, обеспечил курице, потерявшей крылья, соответствующий уход, оберегая её здоровье, пока не выросли новые перья (В. Талмуд, Хуллин 57б). Другую курицу он вылечил, связав камышом вывихнутую бедренную кость (В. Талмуд, Хуллин 57б).

Имя рабби Шимон бен Халафта часто упоминается в Агаде, где приводятся сравнения, к которым он прибегал, толкуя Тору. Закон о том, что обрезание должно предшествовать вкушению от пасхальной жертвы, он поясняет с помощью следующего сравнения: «Один царь устроил пир, на который разрешил явиться только тем, кто имел его печать. Так и Всевышний устроил праздник в память освобождения от египетского рабства и позволил участвовать в нём только тем, кто носит на своём теле печать Авраама» (Шмот Рабба 19, 6).

Отношения между Всевышним и Израилем он описывает с помощью следующей притчи: «Один царь взял в жены женщину, принесшую ему два драгоценных камня в качестве приданного. Он сам прибавил к ним ещё два алмаза. Но когда женщина потеряла те два камня, что принесла с собой, царь взял назад и те два камня, что он ей дал. Когда же она нашла свои потерянные камни, царь вернул ей и свои алмазы и сделал из всех камней подарок для неё. Точно так же и Израиль принёс в дар Б-гу драгоценные камни, полученные им от Авраама – добро и правосудие (цдака у-мишпат), а Б-г прибавил два камня – милость и сострадание (рахамим вэ-рихамха) (Дварим 13, 18). Когда Израиль потерял добро и правосудие (Амос 6, 12: «А вы превратили правосудие в яд, а плод милосердия – в (горечь) полыни», афахтэм лэ-рош мишпат у-фри цдака лэ-лаана), Б-г отнял милость и сострадание (Ирмияу 16, 5: «…ибо отнял Я у этого народа… благосклонность и милосердие», эт а-хэсэд вэ-эт а-рахамим). Но когда к Израилю вновь возвратится то, что он потерял (Йешая 1, 27: «Цийон искупится правосудием, а раскаявшиеся его – добром», Цийон бэ-мишпат типадэ вэ-шавеа би-цдака), Б-г также вернёт то, что Он отнял (Йешая 54, 10: «Ибо горы сдвинутся и холмы зашатаются, а милость Моя не отступит от тебя…, – сказал милующий тебя Господь», вэ-хасди мэ-итха лё йамуш…мэрахэмха а-Шем), и сделает из этих четырёх драгоценностей корону для Израиля».

Учить Талмуд, не отходя от компьютера! Талмуд on-line

Читайте: обзор по теме Мудрецы Талмуда — Амораи


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»