Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материальный объект — позвоночник, соответствует, как мне кажется, понятию личности. Например, когда человек кланяется кому-либо или чему-либо, он показывает этим, что признаёт превосходство над своей личностью, а стоять прямо, во весь рост, является проявлением гордости и свободы.

Идея,лежащая в основе того, что написано здесь, достаточно широко известна и, по-моему, приемлема для любого думающего человека, посвящающего некоторую часть своего времени, сил и духовной энергии на размышления-наблюдения по поводу миров, в которых мы живём.

Cлышал я от своего Учителя р. Яакова Розэнталя שליט"א , что наш материальный мир называется миром одежд. Потому, что всё в этом мире является, как-бы одеянием для каких-либо духовных сущностей.

Давайте попробуем понять, что можно увидеть, например, в строении человеческого тела.

Сначала – очевидное. Тремя главными чертами отличается человек от животного. Головой (непропорционально большой, с развитыми органами речи), позвоночником (изменённым, чтобы дать человеку возможность стоять прямо), и кистью руки (способной к очень сложным движениям). Так и в духовном плане человек отличается от животного – у него есть разум, личность и способность созидать.

Материальный объект – позвоночник, соответствует, как мне кажется, понятию личности. Например, когда человек кланяется кому-либо или чему-либо, он показывает этим, что признаёт превосходство над своей личностью, а стоять прямо, во весь рост, является проявлением гордости и свободы.

Возможно, эта идея поможет нам понять интересный отрывок Вавилонского Талмуда. Написано в трактате Брахот (лист 28б): 

ואמר ר' תנחום אמר ר' יהושע בן לוי המתפלל צריך שיכרע עד שיתפקקו כל חוליות שבשדרה . Говорится о поклонах в молитве, например в благославлении "מודים". Гемара говорит, что нужно кланяться сгибая весь позвоночник…
הני י"ח כנגד מי ?… אמר ר' תנחום אמר רבי יהושע בן לוי כנגד שמונה עשרה חוליות שבשדרה . אמר ר' לוי ברכת המינים ביבנה תקנוה. כנגד מי תקנוה?… ר' תנחום אמר ר' יהושע בן לוי כנגד חוליא קטנה שבשדרה. Почему в молитве есть 18 благословений? Потому что они соответствуют 18 позвонкам позвоночника. А почему же потом добавили 19-е благословение? Потому что оно соответствует некоему маленькому позвонку – очевидно отличающемуся от других.

Общую идею этого отрывка надо,понимать так:

Темой благословения “מודים” в молитве является признательность Всевышнему. Как и у русского слова “признателен”, так и у ивритского слова “מודה” есть два аспекта. Первый – признание власти Б-га, нашей зависимости от Него и того факта, что благо, приходящее к нам, исходит от Него. И если человек пересилит своё ‘эго’ и признает это, он немедленно придёт ко второму аспекту – благодарности. Вдумайтесь в это слово. “Я тебе благо-дарен” – значит: “Я признаю, что ты одарил меня добром.” Однако, чувство благодарности подчиняет принимающего дающему и в этом смысл поклона, которым сопровождается это благословение. Поэтому, кстати, так трудно быть благодарным.

Но что удивительно в этом отрывке, так это число 18(+1). Ведь у человека – 7 шейных позвонков, 12 грудных, 5 поясничных, крестец (в котором несколько позвонков срослись в одну кость) и копчик. Почему же Гемара упоминает только 18?

Можно было бы ограничиться предположением, что позвонки шейные и грудные (их вместе действительно 18 и 1, т.е. – 12 грудных и 7 шейных, из которых самый верхний настолько отличается от других позвонков, что даже имеет отдельное название) более подвижны и о них-то и говорит Гемара. Однако, давайте посмотрим на вещи глубже. Заметьте некоторую симметрию в строении позвоночника. От грудных позвонков вниз тоже есть ровно 18 и 1 позвонок (12 грудных, 5 поясничных, крестец и копчик). Это наводит на мысль, что тут наложились друг на друга две системы, как бы два позвоночника, два аспекта личности: один, поднимающийся вверх к голове, и другой – спускающийся вниз. Напомним, что наши мудрецы называют детородный орган – рош а гвия – голова тела.

Подумайте об этом. Такова она человеческая личность – переплетение духовного (например: стемление к справедливости, наслаждение красотой, чувство совести, благотворительность и т.д.) и телесного. Задачей человека является – и это, по-моему, главная идея иудаизма – подчинить и духовное, и телесное, служению Всевышнему. Поклон в молитве מודים – часть работы над духовной частью “эго”, а союз обрезания символизирует исправление телесной его части.

Обрезание – символ связи между евреем и Б-гом, подчинённости человека Б-жественной идее. И не зря это первая заповедь, которую выполняют сразу после рождения человека. Как говорят наши мудрецы, будучи брошен в этот мир, человек может в нём потеряться. Поэтому нужно чтобы на нём был знак, показывающий кому он принадлежит.

Гемара (Шабат 108а) обсуждает, в каком месте на теле нужно ставить этот знак. Спрашивает: “Может быть - на ухе?” Согласно написанному выше, понятно, что это не просто слова. Ведь важно подчинить Б-гу и ту часть личности, которая символизируется головой. Однако не это место выбрала Тора для знака Союза. Гораздо важнее сначала исправить тело. Если желания тела не будут гнать человека по бесконечному кругу достижения и поглощения еды, денег, наслаждений и т.п.– он вдруг почувствует, что у него есть душа…

В книге Зоар упоминается, что воскрешение человека из мёртвых начинается с некой косточки “луз”, которая остаётся от человека даже после его смерти. Обычно её отождествляют с самым верхним позвонком. Однако я слышал от р. Иллеля Инджи שליט"א, что, по мнению некоторых мудрецов, речь идёт о самом нижнем позвонке – копчике.

Мысль, выраженная в Зоаре, очень глубока. Возвратить душу в тело можно только через связь, которая осталась у неё с этим миром. Если не останется такой связи, душа перестаёт существовать, как отдельная сущность и сливается с источником душ всего еврейского народа.

Что же может оставить человек в мире после своей физической смерти, достаточно важное, чтобы нести на себе отпечаток его индивидуальности? Мне кажется, что есть две главные возможности. Первая – дети, вторая – духовное наследие: ученики, идеи, книги. Это ключ человека к бессмертию и это связывает его с бытиём. Символом этой связи является косточка “луз”, и у неё, действительно, есть две возможные реализации – первая, в части позвоночника, поднимающейся к голове, вторая – обращённая к органам деторождения. С Б-жьей помощью, можно реализовать обе возможности.

Ури Калюжный.


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Рассказ о двадцати годах жизни Яакова

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.

Недельная глава Ваеце

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.

На тему недельной главы, воспитание детей. Ваеце

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.