Доверие — это убежденность в честности и порядочности другого человека. Доверие напрямую связано с честностью. В деловых отношениях правильнее всего основываться на документах, а не на доверии. Доверие является важнейшей составляющей человеческих отношений. Без доверия не может существовать нормальная семья. Доверие к родителям жизненно необходимо детям для их развития и роста.
Оглавление
Доверие и честность [↑]
Наши мудрецы учат, что существует человеческое качество, наградой за которое является благословенный дождь. Это качество — честность и взаимное доверие людей друг к другу. В Талмуде (Таанит, 8) сказано: Дожди выпадают благодаря заслугам честных людей, как сказано (Теилим, 85): [Когда] «…правда вырастает из земли» — то есть на ней честно ведутся денежные и торговые дела — «…Милость является с Небес», — выпадают дожди.
Почему именно за честность и взаимное доверие между людьми мир удостаивается дождей? Мидраш рассказывает: «Вс-вышний сказал: “Если люди достойно ведут себя друг с другом — один человек дает другому ценный предмет на хранение без расписки и свидетелей, и тот по первому требованию его возвращает; находит дорогую вещь на пустынной улице и немедленно возвращает ее владельцу; если люди ведут торговлю без расписок и выполняют все принятые на себя обязательства, не обмеривают и не обсчитывают покупателей, не вводят друг друга в заблуждение, не обманывают ожиданий друг друга — Я обязан посылать им дожди. Ведь они уже вспахали поля, засеяли их и спрятали зерно в земле в расчете на то, что Я пошлю им дождь — как же могу Я обмануть их ожидания и позволить вверенному Мне зерну пропасть? Ведь они сами друг с другом так не поступают!”»
Так в идеале должен выглядеть мир и таким он будет после прихода Машиаха: люди не будут обманывать друг друга ни в большом, ни в малом, ни нарочно ни случайно. Тем не менее, в еврейском законе содержится множество правил, касающихся торгово-денежных отношений, из которых следует, что составители Талмуда понимали, насколько далеки люди от идеала и поэтому нуждаются в детализированных законах по множеству вопросов, которые могут поставить под сомнение чью-то честность. Отношения между работником и работодателем, между продавцом и покупателем, между двумя бизнесменами, — не могут строиться на доверии. Они должны регулироваться законом.
Хафец Хаим, объясняя пасук «Доверься Б-гу, твоему Г-споду» (Дварим, 18:13) говорил: «Тора обязывает нас всецело доверять Богу, но не людям. Надо быть внимательным, чтобы тебя не обманули».
Сам Хафец Хаим посвятил жизнь распространению братской любви, запрету плохо говорить о других и заповеди судить людей благосклонно. Он любил людей, но не был наивным, хорошо знал мир и человеческие недостатки.
Много раз Хафец Хаим предупреждал учеников, что, вступая в деловые отношения, следует зафиксировать все до мельчайших деталей. Самый честный человек может что-то забыть. Публикуя свои книги, Хафец Хаим записывал все указания типографии, прежде чем начиналась работа: качество бумаги, тип печати и т.д. Именно из любви к людям все отмечал, чтобы потом не возникло никаких споров.
Сказано в Теилим (118:8): «Лучше уповать на Б-га, чем надеяться на человека». Даже если человек нам что-то обещает, он не всегда может выполнить обещание, и не обязательно — по собственной вине. Если мы помним об этом и знаем, что через других людей Сам Вс-вышний дает нам именно то, что нам полагается, мы гораздо легче воспринимаем то, что иногда не получаем желаемого или получаем что-то, чего совсем не хотели…
Доверие в семье [↑]
Научившись с детства не доверять незнакомцам, довольно сложно бывает перестроить свое мышление и начать воспринимать своего мужа (свою жену) не как незнакомца, и даже не как близкого человека, а как часть себя! Цель брака — превратить двух совершенно разных людей в одно целое, а для этого им необходимо доверие друг к другу, взаимное уважение и обоюдное желание давать партнеру, ничего не ожидая от него взамен.
Взаимное доверие в любовных отношениях должно быть достаточным, чтобы каждый мог стать уязвимым, не опасаясь, что другой воспользуется преимуществом. Это требует глубокого взаимопонимания, взаимопомощи и нежности. В этой близости эгоистичность уступает место самоотдаче, в общении сохраняется искренность и открытость, в каждом из партнеров проявляется все лучшее, а негативное сводится к минимуму.
Доверие строится постепенно, из множества маленьких случаев, когда муж или жена показали, что на них можно положиться. Из разговоров, в которых каждый пускает второго в свой внутренний мир. Доверие становится полным, когда супруги знают, что они — ближайшие друзья, и что бы ни произошло, будут стоять друг за друга. Такое доверие предполагает неограниченную прочность отношений и поддержку, которую каждый всегда может получить от партнера.
Доверие между родителями и детьми [↑]
Ребенок не может представить себе Б-га, потому что у него нет еще абстрактного мышления. Но ребенок видит своих родителей и может им доверять. Ребенок, который доверяет своим родителям, сможет доверять Б-гу. Ребенку, который не доверяет родителям, будет сложнее доверять Вс-вышнему.
Общаясь с ребёнком, родители все время должны проверять сами себя: насколько мы как родители честны, насколько отвечаем за свои слова, выполняем свои обещания? Насколько наше «нет» — действительно «нет», умеем ли мы устанавливать границы, берем ли на себя ответственность, можем ли признаться в ошибке и попросить прощения?
Ребенку необходимо чувствовать и понимать, что родители — это та стена, на которую можно опереться и за которой можно, в случае необходимости, спрятаться. Ребенок учиться доверять родителям, и тогда он не только вырастет полноценным нормальным ребенком, у которого хорошие отношения с родителями, — он вырастет тем евреем, которому не надо будет искать, с чего начинать строить свои «эмуна» и «битахон» — веру и доверие к Вс-вышнему. Для него доверие будет чем-то естественным и нестрашным.
Дети чрезвычайно чувствительны к малейшим нарушениям обещаний. Нарушение самого, с взрослой точки зрения, незначительного обещания, воспринимается ребёнком как крушение его мира. Поэтому педагоги рекомендуют совершенно перестать употреблять выражение «я обещаю», когда мы говорим с детьми. Обещание подобно окрику: если вообще им можно пользоваться, то только очень редко, чтобы оно было эффективно в тех редких ситуациях, когда это действительно нужно.
Родителям необходимо строить доверие детей к ним, говоря: «Я постараюсь», и следовать своим словам, но не обещать. Талмуд(Сукка, 46б) предупреждает нас не нарушать обещания, данные детям. И дело не только в том, что мы должны быть честными со своими детьми. Мы еще должны быть для них образцом, ролевой моделью, и таким образом учить их, чтобы они не нарушали обещаний.
Доверчивость [↑]
Если дети выросли в атмосфере доверия и любви, то научились доверять и Вс-вышнему, выработав в себе тот самый битахон по отношению к Нему, ту способность полагаться на Него, про которую Виленский Гаон пишет в своём комментарии к книге Мишлей: «Главное условие, на котором дана была Тора Израилю, — чтобы они полагались на Вс-вышнего… Потому что основа всего — полное доверие Вс-вышнему, и это основа всех заповедей».
Люди, доверяющие Творцу, начинают распространять свое доверие на окружающих разной степени близости. В целом можно сказать, что религиозный человек гораздо более доверчив, чем светский. Полагаясь на Вс-вышнего и веря в правильность своих действий, религиозные люди в меньшей степени подвержены постоянным наблюдениям за окружающими с целью их «раскусить» и вычислить, в чем именно и на какую сумму они собираются их обмануть.
Религиозные люди привыкли доверять — и, доверяя, наполняют свою жизнь счастьем.