Темы: Муж и Жена, Обращение к раввину или консультанту, Доверие, Мирьям Климовская
Недавно я услышала, что мой муж сказал, что единственный способ решить любую проблему по-мужски в семье — это шантаж и террор. Вся наша семейная жизнь была построена на товарно-рыночных отношениях. Честно говоря, я очень устала от манипулирования, я не считаю, что это хорошие отношения. Хотелось бы узнать, правда это или нет и что говорится в Торе по этому поводу. Y.
Уважаемая Y.!
Вы совершенно правы — такие представления о семейной жизни ничего общего с идеалом Торы не имеют. Согласно Торе, муж должен любить жену как самого себя, а уважать — больше, чем себя. А жена, в свою очередь, должна стремиться выполнять его волю. Соперничество, манипулирование, товарно-рыночные отношения в хорошем браке неприемлемы. Цель брака — превратить двух совершенно разных людей в одно целое, а для этого им необходимо доверие друг к другу, взаимное уважение и обоюдное желание давать партнеру, ничего не ожидая от него взамен.
Все это в идеале. Но, к сожалению, в мире много семей, очень далеких от идеала, даже если в остальном они стараются жить по Торе. Причина этого — в неисправленных душевных качествах супругов и в отсутствии знаний о правильных отношениях. Исправление качеств достигается упорной и постепенной работой над собой, это, можно сказать, цель всей нашей жизни. И жизнь в браке, постоянное общение с другим человеком — лучший «полигон» для такой работы. А знания, как и в любой другой области, приобретаются в процессе обучения. Но чтобы начать обучение, нужно осознать, что усвоенные нами с детства модели поведения неправильны. Большинство людей обучается семейной жизни подсознательно, с раннего детства, и их первые, а часто и единственные учителя — собственные родители. Причем эти модели усваиваются «намертво», вплоть до слов и выражений, которые мы повторяем помимо своей воли, особенно когда нервничаем. Чтобы вырваться из порочного круга, человек должен этого захотеть. Если у Вас есть возможность вызвать мужа на откровенный разговор, естественно, с предельным уважением, можно предложить ему вместе обратиться к семейному консультанту. Можно также начать образование с чтения книг (например, «Две половины целого» рава и раббанит Абрамов, «Еврейский дом» рава Симхи Коэна) или с прослушивания аудиолекций. Можно также почитать вопросы и ответы по теме, а также статьи об отношениях между супругами на нашем сайте. Но самостоятельное обучение можно рассматривать только как запасной вариант, если обращение к консультанту напрямую невозможно. Самое лучшее — это постоянный контакт с профессионалом, который поможет разобраться в ваших отношениях, будет давать советы по ходу их исправления и отмечать успехи, а также области, которые еще нуждаются в доработке.
Но даже если Ваш муж не согласится на какие бы то ни было изменения, Вы сами, используя природную женскую мудрость и такт, сможете убедить его, что Вы ему не враг и не соперник, а его половина, и что его успехи важны Вам не меньше, чем Ваши собственные. Постарайтесь идти ему навстречу еще до того, как он почувствует необходимость манипулировать или добиваться своего с помощью шантажа. Проявляйте любовь и заботу, не требуя ничего взамен и даже не ожидая благодарности. Дайте ему почувствовать, что делать ему добро для Вас так же естественно, как дышать — даже если сначала эта естественность будет даваться Вам тяжелым трудом. Надо надеяться, не сразу, но рано или поздно Ваш муж начнет раскрываться навстречу Вам. Запаситесь терпением, но, конечно, не допускайте насилия или оскорблений — в этом случае необходимо обратиться к специалисту даже в одиночку, без мужа.
Вот некоторые материалы на нашем сайте, которые могут помочь вам разобраться в своих отношениях:
Желаю вам крепкого семейного мира и счастья!
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский