Благодарность — чувство признательности за сделанное добро и то, как мы выражаем это чувство. В иудаизме благодарность (акарат а-тов, признательность) — одно из важнейших качеств (мидот) которые каждый человек должен в себе воспитывать, чтобы воздать добром за благо, получаемое от Вс-вышнего и от людей.
Оглавление
Благодарность и неблагодарность [↑]
Человеческая неблагодарность — это зло, которое восходит к первому человеку — Адаму. Первый грех человека, положивший начало злу в нем, был порожден отказом признать то добро, которым одарил его Б-г. Если бы он не принял его как нечто само собой разумеющееся, он никогда бы не отведал запретного плода с Древа Познания, нарушив волю Создателя.
Об этой неблагодарности свидетельствует ответ Адама на вопрос, ел ли он плод с дерева: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Берешит 3:12).Тем самым он как бы сказал: «Я не просил ее у Тебя, это была Твоя идея. Если она подтолкнула меня совершить этот грех, то ответственность за него падает на Тебя». Что было справедливо в отношении Адама, относится и ко всем его потомкам: в основе всех совершаемых нами грехов лежит неблагодарность.
Человек рассматривает все то, чем его наделил Б-г, как принадлежащее ему по праву. Гордыня убеждает его, что мир вертится вокруг него, и что благодарить ему не за что. Та же самая гордость, что не позволяет человеку осознать добро, даруемое ему Б-гом, препятствует и признанию добра, которое делают ему окружающие.
Оценить помощь других людей нам мешает еще одно препятствие: мы высокомерно полагаем, что вполне независимы и ведаем своей судьбой. Признать же, что окружающие нам помогают, чувствовать потребность поблагодарить другого человека, означает лишить себя этой приятной иллюзии. Поэтому наша естественная эгоистическая реакция — свести к минимуму или даже полностью отрицать помощь со стороны окружающих.
Благодарность же — одна из основных заповедей Торы. Среди Десяти Речений, переданных евреям на горе Синай, есть требование чтить отца и мать.
Эта заповедь представляет собой возложенную на детей (вне зависимости от их возраста) обязанность выражать благодарность родителям за то, что они дали им жизнь и что они их вырастили — независимо от обстоятельств и от отношения родителей к детям.
Благодарность Вс-вышнему [↑]
У еврейского народа, у иудеев, с благодарностью особые отношения. Ведь у слов «יהודי» и «להודות» один корень. Назвав своего сына Йеуда, праматерь Лея имела в виду «На этот раз я восхвалю (אוֹדֶה — “одэ”) Б-га» (Берешит 29:35). В этом имени заключалось скрытое пророчество: Лея благодарила Творца за то, что у нее родился сын, от которого в будущем произойдет царский род — династия царя Давида (Таргум Йонатан, Берешит 29:35).
При переходе Тростникового моря (Ям Суф) колено Йеуды прославило Имя Б-га, первым вступив в пучину. И когда они зашли столь глубоко, что вода подступила к горлу, море расступилось.
Йеуда не только стал родоначальником царской династии, но также государство стало называться по его имени — Иудея, и иудеями стали зваться ее граждане, а после возвращения из вавилонского изгнания — и все евреи, которое несут в себе духовную силу благодарности, заложенную в имени Йеуда.
Согласно мировоззрению иудаизма, воспитание в себе чувства благодарности является одной из важнейших целей духовного роста человека. Рав Элияу Дэслер пишет, что только благодарный человек в Грядущем мире сможет почувствовать в полной мере безграничное неземное удовольствие от света Творца. Ибо только тому, кто в состоянии оценить великую плату за проделанную в этом мире работу, может открыться милосердие Всевышнего, что и несет то самое безграничное неземное удовольствие Его света («Михтав ми-Элияу», том 3-тий, страницы 101-102).
Тора учит нас благодарить Творца за всё, что Он делает. С чем бы человек не сталкивался, от чего бы не получал удовольствие — это подарок, который дает ему Творец. Каждый цветок, каждая звезда, каждый плод, каждый пейзаж и все ощущения — все он получает из рук своего Творца.
Хизкияу, царь Иудеи, в письме, посвященном выздоровлению от смертельной болезни, написал: «В половине дней моих я сойду во врата преисподней, я лишен остатка лет моих… Не увижу я Г-спода, Г-спода на земле живых…» («Ишая», 38-10, 11). Объясняет Радак от имени рава Саадии Гаона, что «“видеть Б-га” означает благодарить Его, прославлять Его и изучать Его пути». Именно испытывающего благодарность Творцу за весь этот великолепный Мир называют видящим Б-га в жизни!
Творец «в доброте Своей каждый день, постоянно обновляет Творение», и мы снова и снова предстаем перед новой Вселенной. Каждый взгляд на мир подобен переживанию сотворения заново! Красота и гармония, уведенные нами в окружающем мире, еще сильнее связывают нас с Творцом, который проявляется через Творение.
Рамбан в комментарии на Хумаш(Шмот 13, 16) пишет: «Ничего другого Вс-вышний не хочет от людей, только чтобы человек знал и благодарил своего Б-га за то, что Он его создал». Испытывающий чувство благодарности к своему Создателю за свою жизнь и за добро, которое Он сделал ему, тем самым принимает на себя обязанность служить Ему.
Разумеется, Б-г не нуждается в этом служении. Но когда говорят о служении Вс-вышнему, имеют в виду желание человека приблизиться к Творцу через служение. Об этом сказано в «Теилим» (50:12): «Если бы Я проголодался, то не просил бы у тебя, ведь Мои — Вселенная и ее обитатели».
Чувство благодарности, которое приводит к служению Творцу, представляет собой особый подход к жизни, обязывающий человека постоянно совершенствовать свои дела. Требовать не от жизни, а от себя, жить не во имя удовольствий, а ради достижения совершенства в характере и поступках.
Благодарения в молитве [↑]
107-й Псалом перечисляет четыре категории людей, которые обязаны публично возблагодарить Б-га: пересекшие пустыню, освободившиеся из тюрьмы, излечившиеся от болезни и благополучно завершившие морское путешествие. Эти люди должны открыто возблагодарить Б-га за Его доброту и провозгласить людям совершенные Им чудеса; они должны принести благодарственную жертву и, радуясь, перечислить все, что для них сделал Б-г.
Сейчас, когда нет Храма и жертвы мы не можем приносить, у нас остаются главные инструменты: молитва и благословение. Избавившись от опасности, мы произносим благословение «Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, Творящий добро даже грешным, — за то, что Ты воздал мне добром».
Но не нужно ждать чудесных избавлений от опасности. Вс-вышний совершает чудеса для нас постоянно, каждый миг. Проснувшись утром и обнаружив, что Вс-вышний вернул нам душу и дал нам новый день, мы произносим "Моде ани лефанэха".
В молитве «Шмонэ-эсрэ» три последних благословения полностью посвящены благодарению Вс-вышнего. Благословения, произносимые ежедневно перед молитвой Шма Исраэль, также содержат в себе благодарность Вс-вышнему за то, что Он ежедневно обновляет мироздание и дает нам свет Торы с любовью.
Молитва Алель, которую читают в новомесячье, а также в полупраздничные дни Песаха и Суккота, выражает благодарность Творцу.
Если мы попробуем пересказать содержание Пасхальной Агады в двух словах, то получится: «благодарность Вс-вышнему». Именно это чувство испытывали евреи, которых Вс-вышний вывел из Египта, привел в Эрец-Исраэль, дал землю и вырастил на ней овощи и фрукты.
В книге «Ховот а-левавот» сказано, что чувство благодарности является основой служения Творцу. Человек, который понимает, что его здоровье и нормальное функционирование всех органов тела зависят исключительно от воли Б-га, будет служить Вс-вышнему тщательно и искренне. Для того, чтобы достичь такого уровня, надо углубиться в происходящее с самим собой, вдуматься и сделать выводы.
В книге Псалмов царь Давид неоднократно благодарит Творца за Его милость и возвышает имя Его. Из этих Псалмов мы можем узнать, как надо благодарить Творца.
Благодарственная трапеза [↑]
Благодарность Вс-вышнему мы можем выразить не только в молитве, но и устроив благодарственную трапезу, когда Творец проявляет к ним особую милость. В недельной главе Ваера рассказано, что Авраам, желая отблагодарить Творца за рождение Ицхака, устроил большую благодарственную трапезу, в которой участвовало множество людей, как сказано (Берешит 21, 8): «И Авраам сделал большой пир в день отнятия Ицхака от груди».
В 116-ом Псалме(стихи 12,13) читаем: «Чем воздам я Г-споду за все благодеяния Его?! Чашу спасения подниму и имя Г-спода призову». Радак в своём комментарии разъясняет слова царя Давида: «Когда устрою (благодарственную) трапезу, подниму чашу вина, и поблагодарю Творца при стечении многих людей, и вспомню Его спасение, которое Он мне послал».
Отсюда следует, что есть ситуации, когда важно поблагодарить Творца именно посредством трапезы. Раби Шломо Лурия — Мааршаль в книге Йам шель Шломо пишет, что благодарственная трапеза считается сеудат мицва («заповеданной» — трапезой, устраивая которую, человек выполняет заповедь).
Мы видим так же, что важно устроить эту трапезу для многих людей. Так говорит Давид в Теилим 35, 18: «Благодарить буду Тебя в собрании большом, среди народа многочисленного хвалить буду Тебя».
Сила благословений [↑]
Согласно обычаю, который появился во времена царя Давида, каждый день еврей должен произнести 100 благословений. Все благословения начинаются со слов: «Благословен, Ты, Вс-вышний». В них — благодарность Творцу. Эта благодарность так сильна, что человеку хочется вернуть что-то взамен. Наиболее доступное нам средство — словесная благодарность.
Мудрецы Талмуда говорят, что, согласно здравой логике, «запрещено наслаждаться этим миром без благословения», и «каждый, кто наслаждается миром без благословения, как будто бы злоупотребляет святыней». Они постановили говорить благословение на каждое наслаждение: еду, питье, аромат — ведь каждое испытанное нами удовольствие приближает к познанию Творца через чувство благодарности к Нему.
И не только от удовольствий испытывает человек благодарность к Б-гу. Несчастье также он принимает из рук Творца со знанием и глубокой верой, что «все, что делает Милосердный — добро», а во всем, что Вс-вышний посылает ему, есть смысл, намерение, значение, справедливость и истина. Поэтому, услышав плохую весть, он благословляет: «Благословен справедливый Судья», и принимает случившееся со знанием и верой в то, что рука Творца направляет все частности его жизни к добру.
Строящий свою жизнь на благодарности знает, что любое благо, которое дает ему Творец, обязывает его самого делать добро другим, стараться стать более достойным получать то, что Б-г дарует ему. Он никогда не будет требовать и задавать вопросы по поводу того, что случается с ним.
Учим о благодарности из Торы [↑]
Множество мест как Письменной, так и Устной Торы говорят об обязанности проявлять благодарность. Мы обязаны обращаться с египтянами лучше, чем с другими народами, ибо были гостями на их земле (Дварим23:8), хотя они нас и поработили. Б-г обязал Моше пойти и освободить евреев, но тот не мог тронуться в путь, пока не получил от своего тестя Итро разрешения покинуть дом. Моше должен был поблагодарить Итро, ведь тот открыл для него двери своего дома, когда Моше бежал из Египта. Таким образом, когда в противоречие вступают две обязанности — проявить благодарность и освободить еврейский народ, — предпочтение отдают первой.
Понятие благодарности относится даже и к неодушевленным предметам. Моше не стал наводнять Нил полчищами лягушек, так как у него был долг благодарности перед рекой: она спасла его в младенчестве. Аналогично Раши объясняет (комментарий на Шмот, 8:12), почему Моше не ударил прах при исполнении казни вшами: «Прах не заслуживал того, чтобы принять кару от Моше, потому что защитил его, когда [Моше] убил египтянина и спрятал его в песке. [Поэтому прах] принял кару от Аарона».
О благодарности между людьми [↑]
Благодарность — основа мира, нашей жизни и нашего каждодневного существования. Развивать в себе чувство благодарности к окружающим нас людям совершенно необходимо.
Каждый человек, который получил пользу от действия своего товарища, должен чувствовать себя обязанным. Даже если товарищ сделал это исключительно для себя, не рассчитывая, что кто-то сможет воспользоваться этим.
Обязанность благодарности существует даже по отношению к грешникам и злодеям. Авторы книг «Пеле Йоэц» (раби Элиэзер-Ицхак Папо, XIX в.) и «Томер Двора» объясняют: надо помнить сделанное нам добро и не помнить причиненное (даже тем же человеком) зло, потому что так мы выполняем предписание следовать путями Творца и уподобляться Ему. Ведь Он не перестает одарять жизнью и ее благами всех живущих людей, хотя столь многие творят зло и грешат против Него. Он помнит добро и «не помнит» зло — ждет и не спешит наказывать злодеев, а тем временем продолжает давать им все.
Рав Симха Коэн посвятил несколько глав в своей книге о мире в семье важной роли слов благодарности между супругами. Мы должны испытывать и выражать свою благодарность не только в особых случаях, но и по поводу мелких услуг в быту и привычной помощи в повседневной жизни.
Вавилонский Талмуд(Евамот, 63а, б) рассказывает, что раби Хия был женат на женщине, которая постоянно его изводила. Несмотря на это, раби Хия, когда ему случалось увидеть какую-нибудь красивую или полезную для жены вещь, всегда покупал ее жене в подарок. Ученик спросил его, зачем покупать подарки женщине, от которой одни неприятности. Раби Хия ответил: достаточно того, что она мне жена и растит наших детей, чтобы я был обязан ей благодарностью.
Признательность относится к необходимым предварительным условиям для возникновения любви в браке, поэтому стоит потрудиться, чтобы научиться ее выражать.
Тот, кто внимательно относится к своему окружению, будет искать и видеть благо, оказанное ему Вс-вышним, человеком или даже животным — и спешить ответить добром на добро, то есть дарить благо.