Темы: Реувен, Борух Шлепаков, Благодарность, Рав Хаим Шмулевич
Недавно я услышал от рава Бен-Циона Зильбера (на долгие годы) очень интересную историю и мне представляется важным, чтобы ее узнали как можно больше людей.
Рав Бен-Цион учился у рава Хаима Шмулевича (ז"ל). У рава Шмулевича был обычай: после каждой трапезы, на которую он был приглашен, приходить на кухню и благодарить того, кто приготовил эту трапезу. И вот однажды, рассказывает рав Бен-Цион, рав Шмулевич по своему обычаю пошел поблагодарить кухарку. Когда он возвращался из кухни, его встретил один из организаторов трапезы и сказал: «Да будет известно раву, что если бы кухарке не заплатили, она бы и чашку чая не приготовила!». На что рав сказал: «Да разве это важно сейчас?! Важно, что я получил удовольствие от ее работы! А все остальное меня не касается».
На следующий день рав Шмулевич давал урок и уделил внимание этой теме. Каждый человек, сказал рав, который получил пользу от действия своего товарища, должен чувствовать себя обязанным. Даже если товарищ сделал это исключительно для себя, не рассчитывая, что кто-то сможет воспользоваться этим! Откуда мы это можем выучить? Из истории со снами Йосефа. Можно задать вопрос: почему Реувен спас Йосефа, когда братья хотели его убить, и даже потом вернулся, чтобы вытащить его из ямы? Ведь никто из братьев не сделал ничего подобного! Почему именно Реувен? Ответ заключается в том, что когда Реувен сделал неприглядное действие в отношении наложницы отца Билhи (в скобках заметим, что есть спор в Талмуде, что именно он сделал, поэтому мы не будем углубляться в эту тему), он подумал, что за свой грех он должен быть исключен из списка сыновей Яакова. И вдруг приходит Йосеф и рассказывает свой сон про то, как солнце, луна и одиннадцать звезд покланяются ему. И отсюда Реувен понял, что он тоже входит в число избранных, число «звезд»! Теперь он спокоен и чувствует благодарность по отношению к Йосефу, который открыл ему на это глаза. А ведь Йосеф совершенно не предполагал сделать что-то специально для Реувена! И сны его не касались Реувена напрямую! И не смотря на это, Реувен чувствует, что он должен спасти Йосефа в знак благодарности за хорошую новость. Поэтому он пытался сделать для него доброе дело, но опоздал — Йосефа увели в Египет.
Отсюда мы можем выучить, как важно чувствовать благодарность к человеку, делами рук которого мы пользуемся, не смотря на то, что он делает это для себя!
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»