Из цикла «Еврейский дом», темы: Психология, Муж и Жена, Благодарность, Еврейский дом, Симха Коэн
Мы упомянули, что и по поводу выражения благодарности имеется противоречие между ожиданием мужа услышать благодарность жены, и тем, что ей сложно выразить эту благодарность. Кто же должен в данной ситуации переступить через себя и сделать шаг навстречу чувствам другого? Следует ли мужу прекратить ожидать от нее «спасибо», или может быть жене следует преодолеть эмоциональные трудности и раз за разом выражать ему свою признательность за все, что он для нее делает, даже за вещи, само собой разумеющиеся?
Понятно, что мужу следует усвоить, что тот факт, что жена мало его благодарит, не проистекает из ее злой натуры или из того, что она не ценит его личность или действия, и несмотря на то, что она не выражает это словами, глубоко внутри она, несомненно, ценит, уважает и благодарит его.
Но вместе с тем, в данном случае именно женщина должна и может перебороть свои эмоциональные ступоры и приучить себя без всякого колебания благодарить мужа всегда, когда он ожидает такой благодарности. Такая обязанность возлежит на ней, кроме всего прочего, и потому, что в любых взаимоотношениях каждый должен стараться всегда благодарить другого. Но, кроме того, с этической точки зрения благодарность должна быть высказана не согласно ощущению получателя блага, а согласно ощущению дающего и его ожиданиям. И поскольку мужу необходимо выражение благодарности в большой мере, правильно будет, чтобы супруга реагировала не так, как она чувствует, а так, как ему необходимо. Кроме того, невозможно переоценить личную пользу, которую она получит из такого действия, поскольку выражение благодарности не только является эмоциональной потребностью мужчины, но и станет сильным стимулом для того, чтобы он принимал активное участие в делах дома и семьи. В результате ее постоянного выражения благодарности он почувствует, что его привязанность к ней усиливается. Он скажет себе: «стоит помогать женщине, которая умеет ценить то, что я для нее делаю». В результате этого, атмосфера в их семейном гнездышке преобразится к лучшему.
Просьбы о помощи
Еще одно противоречие между мужскими и женскими потребностями проявляется, когда женщина обращается к мужу за помощью. Когда мужчина вежливо просит о чем-то жену, он говорит сначала: «я буду тебе очень признателен, если…» А когда жена хочет что-то попросить у мужа, она зачастую сначала описывает свою личную проблему — насколько она устала, насколько определенное действие тяжело для нее и т.п., и только после этого она выражает свою просьбу. Такое обращение — это попытка обратиться к нему деликатным образом, как бы извиниться за то, что она утруждает его, чего бы она не сделала, если бы не существовало той проблемы и трудности, которую она описывает. Однако именно из-за такой формы обращения мужу сложнее удовлетворить ее просьбы. Как мы упомянули выше, сложности и проблемы супруги пробуждают в муже заложенную в нем потребность позаботиться о том, чтобы ей было хорошо. Но когда она предваряет свою просьбу описанием трудностей, муж помогает ей не из благородных побуждений, а чтобы освободиться от беспокойства и напряжения. Так получается, что когда она описывает свои неприятности, это вызывает в нем ощущение, будто жена заставила его выполнить ее просьбу. А именно это мужчина и ненавидит, так как он не хочет быть «обязан», он хочет быть «добровольцем».
Интересно, что в то время как мужу тяжело начать помогать жене после ее жалоб, женщины рассказывают, что желание выполнить просьбу мужа у них усиливается, если он рассказывает о своей проблеме, — по сравнению с обычной просьбой, даже весьма вежливой и деликатной.
Муж и жена, которые хотят действовать правильно, в соответствии с различными качествами и противоположными потребностями супругов, должны действовать следующим образом. Муж, когда он просит помощи, расскажет жене о трудностях, которые его преследуют, и, конечно же, поблагодарит супругу после получения помощи. А жена не будет предварять свою просьбу рассказом о своих проблемах, а вежливо попросит. Кроме того, чтобы облегчить ему исполнение своей просьбы, основные усилия ей следует приложить после того, как муж сделал то, о чем она его просила. Ей стоит поблагодарить его от всего сердца, рассказать ему, от какой серьезной проблемы он ее избавил. Чем чаще будет повторяться подобная динамика, тем более глубоко запечатлится в подсознании мужа тот факт, что жене помогать приятно, это стоит того, поскольку она умеет ценить то, что для нее делают.
Из книги «Еврейский дом»
C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.