Темы: Знакомства, Мирьям Климовская, Страх перед будущим, Отношения до брака
Уважаемая Н.!
Прежде всего, позвольте порадоваться тому, что Вы нашли путь к своим корням и к традициям своего народа. К сожалению, в семьях баалей тшува преемственность поколений нарушена, и это относится не только к вере и исполнению заповедей, но и, как это ни печально, к сфере семьи и морали. Если два поколения назад мамы учили дочек скромности, достоинству и пониманию роли женщины в формировании следующих поколений, то теперь мамы часто оказываются более «современными», чем их дочери, стремящиеся к традиционному образу жизни. И древнее пророчество об эпохе, предшествующей приходу Машиаха, когда «дочь восстанет против матери», оказывается не только проклятием, но и благословением: у дочери имеются особые силы, чтобы противостоять неверному мировоззрению, которое, к сожалению, все чаще передают детям родители, в свое время восставшие против своих родителей…
Что же касается Вашего вопроса, то он звучит довольно часто. На самом деле вместо ответа можно было бы просто привести статистику разводов и счастливых браков в западных странах, где супруги до свадьбы годами «проверяют друг друга на совместимость», и в традиционных еврейских семьях. Достаточно знать, что на Западе количество разводов уже давно перевалило за половину, а кое-где — и за две трети, и явно не по причине пресловутой «несовместимости».
Я не специалист и поэтому не знаю, существует ли вообще такое явление, как «физиологическая несовместимость», или его придумали, чтобы оправдать поведение людей, не желающих работать над собой и над укреплением своего брака. Но даже если она существует, надо полагать, это достаточно редкое явление. Если у кого-то из супругов нет явных психических или физических отклонений (что обычно можно выяснить еще до свадьбы), молодые люди должны суметь приспособиться друг к другу. «Совместимость» начинается прежде всего в голове. Если, вступая в брак, молодой человек или девушка ждут немедленного удовлетворения всех своих желаний и потребностей, они будут разочарованы. Всевышний создал людей разными, в чем-то — диаметрально противоположными друг другу, и супругам предстоит долгий путь, чтобы научиться понимать и чувствовать друг друга, заботиться друг о друге, преодолевать свой эгоизм и работать над улучшением своих душевных качеств. Супружеские отношения — мощный механизм, позволяющий двум совершенно разным людям почувствовать себя одним целым. Но это происходит не само по себе, а только тогда, когда каждый из супругов стремится доставить радость другому и думает о его потребностях больше, чем о своих.
Стоит упомянуть также о заповеданных Торой законах семейной чистоты — таарат мишпаха. Они не только дисциплинируют супругов и приучают к «отсрочке удовлетворения», но и помогают им добиться общности желаний, и в результате — полной гармонии.
Что же касается возможных проблем, то избежать большинства из них помогает тщательный выбор претендента, который осуществляется еще до встречи, в традиционных семьях — родителями молодых людей, у баалей тшува —шадханами, руководителями учебных заведений и т. д. Конечно, вероятность ошибки существует всегда, но принятый порядок помогает максимально сократить ее. Молитва об успехе — важнейшее средство религиозных евреев во всех областях жизни, а особенно — в такой ответственной, как выбор супруга. Но даже если, не дай Б-г, произошло худшее и у кого-то уже после свадьбы обнаружились проблемы, делающие совместную жизнь невозможной, то, как Вы справедливо заметили, Б-г никогда не ошибается. И если Он посылает кому-то такое испытание, значит, это нужно для исправления души этого человека. И даже негативный опыт можно использовать для дальнейшего духовного роста и самосовершенствования. Развод — крайняя, но иногда необходимая мера, если проблемы супругов невозможно решить иными способами.
На Ваш вопрос о чувствах до свадьбы можно ответить так. Настоящая любовь — то, что делает супругов одним целым, — возникает только тогда, когда они что-то дают друг другу, чем-то жертвуют друг ради друга. Вне рамок семейной жизни это, как правило, невозможно. Хотя бывают исключительные случаи, когда молодым людям приходится делать непростой выбор и идти на самопожертвование ради другого еще до свадьбы. Например, известна история, произошедшая с великим раввином и главой прошлых поколений равом Иссером-Залманом Мельцером. Незадолго до свадьбы у него обнаружили туберкулез — болезнь смертельно опасную и по тем временам практически неизлечимую, к тому же чреватую заражением при близком контакте. Разумеется, он тут же освободил свою невесту от всех обязательств, и ее семья это полностью поддержала. Но девушка отказалась расторгнуть помолвку и настояла на браке, несмотря на возражения своей семьи и самого жениха. Рав Мельцер прожил 83 года.
Разумеется, до свадьбы между супругами должна возникнуть определенная связь — прежде всего, духовная, основанная на взаимном уважении и общности целей и интересов. Молодые люди при встречах могут получить представление о характерах друг друга, хотя по-настоящему они проявляются только в процессе семейной жизни. Это также подходящее время обратить внимание на некоторые «сигналы тревоги», которые могут свидетельствовать о наличии психологических проблем у другой стороны. Их можно заметить, если не позволить «сильным чувствам» полностью ослепить себя. Девушки и юноши из религиозных семей, не воспитанные на голливудской «романтике», как правило, обладают здравым и трезвым взглядом на будущую совместную жизнь. Что никак не мешает им испытывать нежные чувства друг к другу. И, конечно, определенное физическое притяжение — одно из важнейших условий хорошего брака.
Желаю Вам встретить подходящего человека и построить крепкую еврейскую семью!
С уважением, Мирьям Климовская
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его