Закончились осенние праздники. Мы вышли из Рош а-Шана, Йом Кипура и Суккот счастливыми победителями — выиграв год жизни. 12 месяцев возможностей. Полный круг вариантов. Год жизни еврея.
Рав Ш. Пинкус в одной из лекций говорил: материал, с которым мы работаем в течение года, — это время. Интереснейший материал! Одни и те же вещи в разное время могут быть: очень ценны, совершенно не нужны, необходимы или невозможны. Классический пример — этрог. За день до Суккот стоит огромных денег, через день после — кто его купит?
Еще пример — молитвы в Йом Кипур. Как много могут они дать! Но некоторые из них невозможно произнести как молитву ни в один другой день.
Время похоже на место. Есть места с целебным воздухом, есть — горные выси, а есть и низины. Так и в течение года есть разные времена. Шана (год) — от корня шин-нун-эй — «повторять», за год мы проходим весь круг. В работе над собой, своими качествами, над своей жизнью очень помогает знать — где находишься. В этом месяце — какие силы действуют? На что стоит обращать больше внимания? Если это время особенное — как не упустить возможностей? Если время непростое — как не упасть?
Естественно, эта тема неисчерпаема. Я хотела бы поговорить о еврейском взгляде на астрологию как на практическое руководство к использованию времени — для себя и своей семьи.
Месяц Хешван
Раббанит Хазан рассказывала такую притчу: человек оказался в одном местечке и был поражен, насколько красиво и празднично все одеты. «Просто ты попал на свадьбу! — объяснили ему. — Посмотришь завтра — увидишь, как кто выглядит на самом деле…»
Мы пережили особенное, праздничное время. Старались быть лучше, праведнее. Теперь, в месяце Хешван, наступает «завтра» — как мы выглядим на самом деле.
Магид из Дубно описывал, что происходит сейчас с каждым человеком.
Один еврей содержал шинок. Целыми днями и, особенно, ночами у него толпились пьяницы — кричали, дрались, ругались; его окружали постоянные вонь и грязь, но зарабатывал он хорошо, и, вообще, это была его привычная жизнь. Однажды этот еврей не выдержал — сколько можно так жить?! — и закрыл шинок, а вместо него открыл магазин тканей. День прошел совершенно иначе! Но вот ночь… дело в том, что подвыпившие «постоянные клиенты» привычно свернули к дому нашего героя. И всю ночь стучались в его дверь: «Открой!!! Открой! Деньги есть, плачу!!!». Оказалось, самый серьезный выбор ему предстоит именно сейчас. Выдержит человек давление привычки, среды, соображений выгоды — или опять вернется к старым проблемам и ошибкам.
Рош а-Шана, Йом Кипур и Суккот — особенное время, но только сейчас, в месяце Хешван, определится — какова будет наша реальная жизнь.
Названия месяцев, как известно, — арамейские. На святом языке Хешван называется месяц Бул — от мабул — потоп. Не хватает буквы мэм. Всемирный потоп, который начался в этом месяце, начался с сорокадневного (40=числовое значение буквы мэм) дождя. Пока шёл этот дождь, еще можно было успеть исправиться, и тогда дождь стал бы не началом потопа, а знаком благословления. Другими словами — выбор за нами!
Бааль-Шем-Това как-то спросили: в Рош а-Шана уже решено, а в Йом Кипур решение скреплено печатью — каким будет год для каждого человека. Какой же выбор у нас остаётся после этого?
— Посмотрите на Хаима-водоноса, — ответил Бааль-Шем-Тов. — Один день он идет мрачный и несчастный — жизнь ужасна. Мне, пожилому человеку, приходится заниматься такой тяжелой физической работой!.. Назавтра Хаим весел и доволен жизнью — солнце светит, а у меня, слава Б-гу, несмотря на годы, есть силы честно заработать себе на хлеб!
Все возможности нашей жизни записаны, но каждый день мы заново выбираем, что именно принять — удары или дары.
Автор Бней Иссахар пишет, что название знака месяца — акрав — следует читать не как целое слово (означающее «скорпион»), а как сокращение акра***в — тогда получается интересная игра слов: эти буквы можно читать и как акерет байт (строящая дом, основа дома), и как окерет байт (разрушающая дом). Рав Глазерсон пишет, что это месяц сильных эмоций, чувств, страстей. В худшем варианте это может привести к разрушению, если же правильно работать над собой — к особенной глубине в понимании происходящего.
Первая женщина, названная в Торе акерет байт — строящая дом, основа дома — праматерь Рахель. Мидраш в Птихта описывает, как больно и тяжело было Рахели, когда она поняла, что вместо нее за Яакова выдают Лею. И у нее была возможность все это остановить, спасти свое будущее! — ведь у нее были оговоренные с Яаковом знаки! Но Рахели удается взглянуть на ситуацию не только с точки зрения своих эмоций, чувств, страстей, но и с точки зрения чувств и страстей других людей. Рахель управляет своими эмоциями — и благодаря этому строит дом Яакова.
Царь Шломо закончил в Хешван строительство Первого храма. Автор Бней Иссахар пишет, что знак месяца — акрав — акерет байт (строящая дом) — указывает: в этот месяц придет время Третьего храма, который никогда не будет разрушен.
После духовного подъема Элуля и Тишрея еврейская семья чувствует некоторый спад. Важно понимать, что это — естественно, после праздников начинается обычная жизнь и именно она является нашей целью.
В это время могут проявляться сильные эмоциональные всплески. Наша задача — учиться с ними справляться, не позволить, чтобы эмоции «разрушали дом».