Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

Восьмой месяц еврейского года (по Торе счет месяцев идет начиная с нисана). Второй после месяца тишрей, с которого начинается год. Полное название — мархешван, от слова «мар», горький: горький месяц хешван. Действительно, на него не выпадают праздники, в нем не произошло никаких счастливых событий еврейской истории.

По Талмуду, согласно мнению раби Элиэзера, 17 хешвана начался всемирный Потоп, уничтоживший человечество (спаслись только Ной с семьей). (По мнению раби Йеошуа, Потоп начался в месяце ияр. — См. трактат Рош Ашана 11б).

Другие печальные события, происшедшие в хешване:6 числа — убиты сыновья царя Цидкияу, прервалось царствование дома Давида; 15 числа ­израильский царь Яровам ввел поклонение золотым идолам в Бейт-Эле и Дане; 16 числа — «Хрустальная ночь» в Германии и Австрии, 1938 год, сожжены десятки синагог. Из менее печальных событий:2-го числа евреям было разрешено вернуться в Иерусалим, после того как Цалах А-Дин (Салладин) отбил Святой город у крестоносцев, 1187.

Календарь наших праотцев:10 хешвана родился Гад, сын Яакова-авину; 11 хешвана — день рождения жены Яакова, Рахели; он же ­день рождения ее второго сына, Биньямина (родив его, к вечеру того же дня Рахель умерла).

В хешване родились мудрецы, раввины и цадики:3 числа — раби Ицхак, сын раби Хаима из Воложина; 6 — раби Йеуда Ахасид; 7 — раби Меир Шапира из Люблина; 9 — раби Ашер бен Ехиель (А-Рош); 11 — раби Нахум из Чернобыля; 15 — раби Авраам Йешаяу Карелиц (Хазон Иш).

В хешване бывает 29 или 30 дней. Его знак — скорпион.

Седьмого числа месяца хешван в Эрец Исраэль начинают молиться о дожде, вставляя просьбу о нем — «Дай нам росу и дождь с брахой» — в девятое благословение («биркат ашаним») молитвы Шмоне-Эсре (Восемнадцать благословений). Теперь эта вставка будет читаться до праздника Песах.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.