Темы: Женщина, Мирьям Климовская, Забота о себе, Внутренний мир, Скромность в одежде, Отношения с подругами
Уважаемые рабаним, прошу объяснить мне, как устроено в мире так, что люди скромные и люди нескромные могут иметь одинаковое счастье? Попытаюсь объяснить. Я не соблюдаю, но я не зарегистрирована в социальных сетях, не выкладываю свои фото, одеваюсь скромно, не позволяю себе общаться с мужчинами без одобрения мужа, добросовестно веду домашнее хозяйство, работаю над своими дурными качествами. И Господь награждает нашу семью, как мне кажется. Мы очень счастливы с мужем, с Б-жьей помощью. Однако в тот же момент я наблюдаю за своей далекой знакомой и вижу, на первый взгляд, то же состояние семейного счастья. Но. Она выкладывает свои фото в купальниках, из тренажерного зала, в коротких шортах, часть обязанностей по дому делает ее муж, она много времени проводит в кафе с подругами. На вопрос: не возражает ли муж против ее полуобнаженных фото, она отшучивается, что он тоже выкладывает свои фото в плавках. При этом он в ней души не чает. В связи с этим я хочу понять, неужели Господу угодно любое поведение, лишь бы сам человек был счастлив? Это не означает, что я хочу вести себя как она, просто мне нужно понимание. Огромное спасибо за внимание! С уважением, Y.
Уважаемая Y.!
Ваш вопрос затрагивает основы еврейского мировоззрения, и здесь есть несколько аспектов.
1) Этот мир в принципе не предназначен для награды или наказания за поступки человека. Все, что мы получаем, — это условия, необходимые для выполнения нашей задачи в жизни. А они могут быть напрямую связаны с духовным уровнем человека: слабому или находящемуся на низком уровне — полегче, сильному — посложнее. И чем тяжелее условия — тем большую награду получит человек, сумевший справиться с ними и выполнить волю Творца. Поэтому иногда мы видим праведников, на долю которых выпадают тяжелейшие испытания, в некоторых случаях требующие нечеловеческих сил, и, с другой стороны, злодеев, чья жизнь проходит легко и беззаботно. Более того, иногда бывает, что злодеи получают награду за свои немногочисленные правильные действия в этом мире. Это в тех случаях, когда Будущего мира они просто не заслужили из-за своих преступлений. Точно так же и праведники могут понести наказание за свои немногочисленные проступки в этом мире и в Будущий мир прийти полностью очищенными, готовыми к получению вечной награды, превосходящей все мыслимые наслаждения этого мира.
2) Основным условием существования человека в этом мире является свобода выбора. Т.е. человек должен иметь возможность сознательно, без всякого давления со стороны, выбрать добро и отдалиться от зла, даже если оно в данный момент кажется более привлекательным. А если бы за каждое доброе дело человек сразу получал, например, миллион долларов, а за каждое преступление — перелом ноги, то никому бы и в голову не приходило совершать дурные поступки. Все бы делали только «добро», но не по собственному выбору, а исключительно ради выгоды или из чувства самосохранения. Т. е. люди превратились бы попросту в подневольных существ, в роботов… А роботам не полагается ни награды, ни наказания, они не способны к духовному росту и целенаправленной работе над собой. Всевышний создал человека по Своему образу и подобию, и это означает, в частности, способность совершать осознанный выбор, не зависящий от внешних обстоятельств. Поэтому зло в этом мире может иногда выглядеть более комфортным, притягательным и безнаказанным, а добро иногда сопряжено с трудностями, неудобствами и унижениями. И каждый вменяемый человек может выбирать между тем и другим.
3) Невозможно оценивать людей, сравнивая их друг с другом. У каждого человека свой уровень, и Всевышний оценивает его только по отношению к его же уровню в прошлом: стал ли он хоть немного лучше, чем был, преодолел ли себя хотя бы в мелочи; иными словами — находится он в состоянии духовного роста или, не дай Б-г, падения? Это относится и к великим раввинам, и к людям, совершенно далеким от Торы. Вполне возможно, Ваша знакомая и ее муж на своем уровне вполне скромны, потому что выкладывают свои фото в купальниках и плавках, хотя в их кругу принято демонстрировать свои фото без того и другого…
4) Иногда бывает, что человек получает определенный уровень «в подарок», ему не приходится работать над собой ради его достижения. Это не значит, что он может расслабиться и смотреть свысока на других людей, не достигших этого уровня. Наоборот: для него это знак Свыше, что к нему предъявляются более высокие требования, он должен работать над собой, чтобы повысить уже имеющийся уровень, или, возможно, искать пути работы над собой в тех областях, где он слабее. Более того, без постоянного самосовершенствования человек не может удержаться на уже имеющемся уровне и катится вниз незаметно для себя. Здесь уместно сравнение с двумя учениками: одаренным и испытывающим затруднения в учебе. Часто бывает, что тот, кто в школе «схватывает все на лету» и не должен напрягаться, чтобы получать хорошие оценки, оказывается неспособным преодолевать трудности, которые обязательно встречаются ему в дальнейшей жизни. А посредственный ученик, привыкший добиваться результатов упорным трудом и усидчивостью, может достичь в жизни намного большего. Так же и в духовном плане: если человек, например, скромен от природы, он должен не останавливаться на этом, а совершенствоваться в скромности и искать другие области, где он еще далек от совершенства. Только так, в постоянной работе над собой, мы сможем выполнить свое предназначение, ради которого и пришли в этот мир, так, чтобы через 120 лет нам не было стыдно за то, что мы так и не стали тем, кем могли бы стать…
Надеюсь, что мне удалось ответить на Ваш вопрос. Желаю нам всем достичь максимального уровня духовного совершенства и полностью выполнить свое предназначение!
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский