Темы: Еврейская женщина, Муж и Жена, Взаимопонимание, Мирьям Климовская, Общение супругов
Здравствуйте. Пожалуйста, научите. Как поступать с человеком, который поступает: «Если ты не сделаешь, как я хочу, то я обижусь»? Делать так, как он требует, или как не обидеть?
Здравствуйте! В Вашем вопросе не хватает данных: кто так поступает — родитель, супруг, друг или ребенок? Обычно ли для него/нее такое поведение или бывает только изредка? Какова интенсивность обиды, если его/ее желания не выполняются? Каковы отношения между вами? Только учитывая все это, можно дать конкретный ответ. Пока что можно отметить только несколько общих моментов.
Сами для себя мы должны знать: такое поведение — классический пример того, «как не надо поступать». Манипуляция близкими людьми при помощи угроз («Я обижусь», «Буду плакать», «Уйду из дома», «Не дам денег» и т.п.) — верная гарантия разрушения отношений. Мы не можем сами так себя вести, даже реагируя на подобные угрозы.
Вопрос теперь, как нам поступать, когда с нами ведут себя подобным образом. Это напрямую зависит от возраста и статуса человека, который применяет угрозы. Если так говорит ребенок, это поведение необходимо пресекать. Даже если его требование разумно и, более того, даже если мы сами собирались сделать то, что он хочет. Для своей собственной пользы ребенок должен понять раз и навсегда: родителям или воспитателям не угрожают, от них не требуют, а только просят. Нет необходимости в наказаниях и спорах, достаточно спокойного и твердого «нет». Главное — быть последовательным и не изменять своего решения под давлением. Если речь идет о подростке, который действительно способен что-то натворить или убежать из дома, необходима особая чуткость и постоянный контакт с профессиональным семейным консультантом.
Если так поступает кто-то из наших родителей, то наша реакция должна быть совершенно иной. Надо стараться выполнять все желания родителей, неважно, в какой форме они высказаны. Но если они вмешиваются в нашу жизнь, если их требования совершенно невыполнимы или могут повредить, нужно уметь грамотно и деликатно отказывать. Всеми силами надо стараться избегать прямого выражения отказа: уклончивые выражения типа «Надо подумать», «Посмотрим по обстоятельствам», «Надо взвесить все “за” и “против”» и т.п. дадут им понять, что их уважают и считаются с их мнением, даже если с ними не согласны.
Если же так говорит самый близкий нам человек — супруг/-а, то ситуация намного сложнее. Здесь от нас требуется максимум внимания, понимания своего партнера и его характера, чтобы понять, что он от нас на самом деле хочет. Может быть, такая фраза — просто неумелое выражение чувств. В этом случае надо понять ее реальное значение: мне обидно, когда к моим желаниям не прислушиваются. Но может также быть, что это действительно попытка манипулировать, осознанная или нет. Надо по возможности судить о ближнем, оправдывая его: что он/-а просто не понимает, насколько отрицательное впечатление производят такие слова. Мы не можем воспитывать взрослых людей и не можем запретить им обижаться. Но надо знать: в основном такие угрозы возникают в семьях, где люди не привыкли слушать друг друга и часто конфликтуют. Так что главная работа необходима именно на этом направлении: проявлять максимальное уважение и доверие к партнеру; советоваться с ним/ней; по возможности уступать партнеру и идти ему/ей навстречу ДО ТОГО, как он/-а начнет угрожать; и т.д. Очень важно объяснять свою позицию и быть готовым выслушать и, если надо, принять «контраргументы», высказанные в открытой и логичной форме. Для разрешения серьезных конфликтов можно прибегнуть к помощи уважаемого и объективного человека, по обоюдному согласию. Кроме этого, боюсь, невозможно посоветовать ничего конкретного, не зная всех обстоятельств.
Желаю Вам разобраться в этой ситуации и найти оптимальный выход из нее.
С уважением, Мирьям Климовская
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его