Темы: Еврейская женщина, Женщина, Забота о себе, Скромность в одежде, Эстер Оффенгенден
Шалом. Мой вопрос для рабаниет. Косметика и привитие правильного отношения к женской красоте у девочек. Из ответов на подобные вопросы у меня сложилось представление, что еврейская жена должна всегда быть накрашенной. С той лишь разницей, в каком периоде находятся супруги. Есть же женщины, которые красивы и без косметики. Есть такие, которые не пользуются косметикой по своему выбору или по просьбе/требованию мужа. А если мужа вообще больше волнует общее настроение жены, а не ее накрашенность, нужно ли так стремиться пользоваться косметикой дома? А подрастающие дочки? У них может сложиться понятие — обычное лицо женщины не красиво. Только «краска» сделает ее привлекательной. Как найти золотую середину в этом вопросе? И последнее. Если дочка интересуется косметикой, в каком возрасте и при каких условиях (на праздник, шабат, день рождения, пригласили на свадьбу) можно позволить ей накраситься. И как — только что-то одно (губы, глаза) или полностью — как мама? Спасибо.
Спасибо за серьезное и заинтересованное письмо. Давайте попробуем разобраться.
Вы совершенно правы, еврейская женщина должна выглядеть хорошо. Вопрос: что значит — хорошо? В разных книгах приводятся такие примеры, как: аккуратно, достойно, без пятен и дыр на одежде. Конечно, важно быть притягательной — но только в определенные периоды и только в глазах мужа.
Нет мицвы (обязанности) пользоваться косметикой. По-видимому, происходит некое недопонимание. Дело в том, что многие религиозные женщины косметикой по разным причинам не пользуются. Есть круги, сомневающиеся в том, насколько стоит вообще применять декоративную косметику, или считающие правильным пользоваться косметикой тогда, когда женщину видит только муж. Вот и получается, что, желая объяснить, важность привлекательности для мужа (!) мы как бы говорим: «Ты знаешь, насколько это серьезно? Так вот, даже краситься — и то для этого можно!!!». Естественно, если для мужа, накрашена ли жена, не играет никакой роли, то и смысл теряется…
Впрочем, если женщина чувствует себя более уверенно, немного «улучшив» свою внешность — умеренно и со вкусом! — это разрешено.
Соответственно, можно помочь девочке разобраться: зачем краситься? Когда начинать краситься? Какие изменения происходят с возрастом? И, главное: как уважать мнение и вкус будущего мужа?
На самом деле, Вы задали вопрос, на который нет однозначного ответа: невозможно с уверенностью сказать девочке, хорошо ли краситься, ведь Вы еще не знакомы с ее будущим мужем!
Очень важная тема — «как мама»: «У них может сложиться понятие — обычное лицо женщины не красиво. Только “краска” сделает ее привлекательной».
Возможно, косметика станет поводом поговорить с дочкой на фундаментальную в еврейском воспитании тему —
Права и обязанности детей и родителей — совершенно разные!
Если девочке очень хочется, несмотря ни на что, начать краситься «до шидуха», стоит найти специальное разрешенное время, например, Пурим. Конечно, в этом случае прекрасно подходит правило «чем меньше, тем лучше».
Интересно, что, в идеале, правильный макияж должен быть… незаметен. Что приятнее услышать — «Как ты красиво накрасилась» или «Как ты красива»?
Поэтому, например, у религиозных девушек более распространен обычай красить губы — естественными тонами. Конечно, хорошо, чтобы помада также была «полезной» — защищала от обветривания и т.д.
Попробуйте перевести заинтересованность девочки косметикой в более правильное русло — например, научить ее лучше следить за собой, подарить ей походящий возрасту крем, маску и т.д.
Удачи и настоящей Красоты вам и всем еврейским женщинам!
Эстер Оффенгенден
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Завоевание страны Ханаан
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Мидраш сообщает много важной информации о том, как выглядели вторые скрижали. В отличие от первых, они не возникли сами собой.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, рав Бенцион Зильбер»
Рав Ефим Свирский
Рав Цви Патлас,
из цикла «Короткие видео по недельным главам»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Этот мир — неподходящее место для получения награды
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Специальное благословение после трапезы с хлебом
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»