Темы: Еврейская женщина, Муж и Жена, Роли супругов, Работа, Эстер Оффенгенден
Я слышала, что в харедимном обществе не принято, чтобы женщина зарабатывала больше мужа. Так ли это?
Замечательный вопрос. Этот вопрос дает возможность затронуть тему денег в семье — одну из самых неоднозначных, сложных для обсуждения и, одновременно, абсолютно базисную — невозможно в современном мире прожить даже дня, не столкнувшись с деньгами в той или иной форме.
Давайте сначала прямо ответим на сам вопрос.
Нет.
Не правда. Даже в какой-то мере нонсенс. Представьте, например, семью, в которой решили, что жена хочет полностью освободить мужа от необходимости кормить семью ради того, чтобы он целиком посвятил себя изучению Торы, и взять эти заботы на себя. Может ли в такой ситуации быть «не принято, чтобы женщина зарабатывала больше мужа»?
Или обычная семья аврехим — стипендия в колеле такова, что жене было бы практически невозможно найти работу, если бы в харедимном обществе было не принято зарабатывать больше мужа!
В харедимном обществе есть разные семьи — как в любом другом обществе. Принято, чтобы женщина зарабатывала больше мужа, и чтобы муж зарабатывал больше жены, а также, чтобы оба зарабатывали одинаково. В условиях кризиса даже может быть принято временно не зарабатывать.
Ответственность за заработок в харедимном обществе лежит на муже. Каким образом он воплощает эту ответственность в жизнь? Примет семья решение, что муж будет зарабатывать, или «крутить гмахи», или жена станет ему помогать, или выберет любой другой путь — решение каждой конкретной семьи.
На самом деле, этот вопрос очень… нехаредимный. Я хочу сказать, что трудно представить человека, выросшего на историях о Рахель и раби Акиве (ведь когда раби Акива ушёл учиться, Рахель не только жила одна и зарабатывала на всю семью, но и продала свои волосы, чтобы послать ему денег), авторе Кли Якар и его бабушке, магазинчике, который содержала жена Хофец Хаима (а он не позволял ей открывать магазин во второй половине дня, чтобы не создавать конкуренцию) и сотнях других подобных в каждом поколении, который сомневался бы, хороша ли для семьи ситуация, когда жена зарабатывает больше (или вообще только она зарабатывает).
Дело в том, что деньги — тема окруженная штампами, причем штампами противоречивыми. Было бы очень интересно проследить, что мы думаем про деньги — и насколько это соответствует действительности, например:
Деньги — грязные.
Денег много не бывает.
Кто платит, тот и заказывает музыку.
Или: в семье глава — муж, потому что он — кормилец.
Когда возникает вопрос, связанный с деньгами, наши привычные — и отнюдь не харедимные — представления, наши страхи и мифы, в которых мы росли, начинают играть важную, но очень не положительную роль в семейных отношениях.
Прибавьте к этому, что деньги — тема, о которой… не говорят.
Не красиво. Не интеллигентно. Не принято.
В Америке было проведено исследование, показавшее, насколько про деньги — не говорят. Оказалось, например, что работодатели без малейших проблем могут платить совершенно разную зарплату людям, не просто выполняющим одну и ту же работу, но и сидящим в одной и той же комнате, так как они об этом не узнают — ведь о деньгах не говорят.
Когда мы о чём-либо не говорим в семье, это — источник проблем. Разговоров о деньгах невозможно избежать, но обсуждается ли эта тема на самом деле, или только даются директивы, высказываются обиды и критика, накапливается недовольство и непонимание?
Я встречала семьи, проблемы в которых начинались, когда жена начинала
зарабатывать больше мужа. Казалось бы — как здорово! — будет меньше материальных сложностей, жена может чувствовать себя удачливой, муж — радоваться за нее. Вдруг у обоих выплывают те самые штампы — стоп! Кто в доме хозяин? Можно ли уважать меня/его если не приносит денег в дом? Кто кормилец? Кто заказывает музыку?
И оказывается, что речь не о деньгах, а о власти. Ответственности. Контроле.
Прибавьте неспособность говорить об этом открыто и спокойно — вот и конфликт.
Может быть и другая ситуация. В семье настолько не принято обсуждать тему денег, что оказывается: всё легло на одни плечи, как-то так сложилось, и что делать — непонятно.
Деньги можно сосчитать, но не количество денег важно, а то, кем мы себя видим и как чувствуем в своей семье.
Есть ответственность мужа и ответственность жены.
Есть способности мужа и способности жены.
Есть реальные возможности мужа и реальные возможности жены.
Есть жизнь — которая течет, меняется, ставит новые задачки.
В харедимной семье есть установленные роли мужа и жены. Установленные — а не купленные. Мы стараемся идти по жизни вместе, а у кого складывается лучше на работе — не самый важный фактор.
Можно сделать несколько упражнений.
Удачи!
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его