Темы: Еврейская женщина, Муж и Жена, Роли супругов, Работа, Эстер Оффенгенден
Я слышала, что в харедимном обществе не принято, чтобы женщина зарабатывала больше мужа. Так ли это?
Замечательный вопрос. Этот вопрос дает возможность затронуть тему денег в семье — одну из самых неоднозначных, сложных для обсуждения и, одновременно, абсолютно базисную — невозможно в современном мире прожить даже дня, не столкнувшись с деньгами в той или иной форме.
Давайте сначала прямо ответим на сам вопрос.
Нет.
Не правда. Даже в какой-то мере нонсенс. Представьте, например, семью, в которой решили, что жена хочет полностью освободить мужа от необходимости кормить семью ради того, чтобы он целиком посвятил себя изучению Торы, и взять эти заботы на себя. Может ли в такой ситуации быть «не принято, чтобы женщина зарабатывала больше мужа»?
Или обычная семья аврехим — стипендия в колеле такова, что жене было бы практически невозможно найти работу, если бы в харедимном обществе было не принято зарабатывать больше мужа!
В харедимном обществе есть разные семьи — как в любом другом обществе. Принято, чтобы женщина зарабатывала больше мужа, и чтобы муж зарабатывал больше жены, а также, чтобы оба зарабатывали одинаково. В условиях кризиса даже может быть принято временно не зарабатывать.
Ответственность за заработок в харедимном обществе лежит на муже. Каким образом он воплощает эту ответственность в жизнь? Примет семья решение, что муж будет зарабатывать, или «крутить гмахи», или жена станет ему помогать, или выберет любой другой путь — решение каждой конкретной семьи.
На самом деле, этот вопрос очень… нехаредимный. Я хочу сказать, что трудно представить человека, выросшего на историях о Рахель и раби Акиве (ведь когда раби Акива ушёл учиться, Рахель не только жила одна и зарабатывала на всю семью, но и продала свои волосы, чтобы послать ему денег), авторе Кли Якар и его бабушке, магазинчике, который содержала жена Хофец Хаима (а он не позволял ей открывать магазин во второй половине дня, чтобы не создавать конкуренцию) и сотнях других подобных в каждом поколении, который сомневался бы, хороша ли для семьи ситуация, когда жена зарабатывает больше (или вообще только она зарабатывает).
Дело в том, что деньги — тема окруженная штампами, причем штампами противоречивыми. Было бы очень интересно проследить, что мы думаем про деньги — и насколько это соответствует действительности, например:
Деньги — грязные.
Денег много не бывает.
Кто платит, тот и заказывает музыку.
Или: в семье глава — муж, потому что он — кормилец.
Когда возникает вопрос, связанный с деньгами, наши привычные — и отнюдь не харедимные — представления, наши страхи и мифы, в которых мы росли, начинают играть важную, но очень не положительную роль в семейных отношениях.
Прибавьте к этому, что деньги — тема, о которой… не говорят.
Не красиво. Не интеллигентно. Не принято.
В Америке было проведено исследование, показавшее, насколько про деньги — не говорят. Оказалось, например, что работодатели без малейших проблем могут платить совершенно разную зарплату людям, не просто выполняющим одну и ту же работу, но и сидящим в одной и той же комнате, так как они об этом не узнают — ведь о деньгах не говорят.
Когда мы о чём-либо не говорим в семье, это — источник проблем. Разговоров о деньгах невозможно избежать, но обсуждается ли эта тема на самом деле, или только даются директивы, высказываются обиды и критика, накапливается недовольство и непонимание?
Я встречала семьи, проблемы в которых начинались, когда жена начинала
зарабатывать больше мужа. Казалось бы — как здорово! — будет меньше материальных сложностей, жена может чувствовать себя удачливой, муж — радоваться за нее. Вдруг у обоих выплывают те самые штампы — стоп! Кто в доме хозяин? Можно ли уважать меня/его если не приносит денег в дом? Кто кормилец? Кто заказывает музыку?
И оказывается, что речь не о деньгах, а о власти. Ответственности. Контроле.
Прибавьте неспособность говорить об этом открыто и спокойно — вот и конфликт.
Может быть и другая ситуация. В семье настолько не принято обсуждать тему денег, что оказывается: всё легло на одни плечи, как-то так сложилось, и что делать — непонятно.
Деньги можно сосчитать, но не количество денег важно, а то, кем мы себя видим и как чувствуем в своей семье.
Есть ответственность мужа и ответственность жены.
Есть способности мужа и способности жены.
Есть реальные возможности мужа и реальные возможности жены.
Есть жизнь — которая течет, меняется, ставит новые задачки.
В харедимной семье есть установленные роли мужа и жены. Установленные — а не купленные. Мы стараемся идти по жизни вместе, а у кого складывается лучше на работе — не самый важный фактор.
Можно сделать несколько упражнений.
Удачи!
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский