Темы: Халаке, Ципора Харитан, Женщина, Брит мила, Депрессия, Молитва, Забота о себе
Шалом! Дайте мне совет, пожалуйста, как себя вести.
Мы женаты много лет, детей у нас нет. Община, в которую мы ходим, одна в городе, маленькая, и все у всех на виду, как говорится. Каждый раз, когда у кого-то рождается ребенок, делают брит (обрезание) или халаке (церемония первой стрижки мальчика), приглашают нас. Муж идет с радостью, а я — нет. Чувствую себя на таких мероприятиях обделенной и несчастной.
Уже пробовала себя уговорить, убеждала, что надо радоваться за других, но не могу, хоть криком кричи, не могу! Разумом понимаю, а в сердце боль и тяжесть... не знаю, что делать. Ведь если я не радуюсь за других евреев, это значит — грех? Как быть? Всё время наступать себе на горло и идти вопреки своим чувствам или не идти (тогда мне спокойно на душе)? Заранее спасибо. N.
Уважаемая N.,
Невозможно даже представить себе, до какой степени Вам больно, потому что человек, которому Всевышний не послал этого тяжелейшего испытания, неспособен понять всю степень боли женщины, у которой ПОКА нет детей.
Но могу сказать Вам одно. Если о нашей праматери Рахели сказано, что она ревновала к сестре Лее, когда у той рождались дети, то можно ревновать и чувствовать боль и Вам, и любой женщине. И нет в этом никакого греха.
Но есть очень важный момент. На каком-то этапе человек привыкает жить с болью — и она притупляется. А раз так, то хотим мы этого или нет, после очень многих разочарований невозможно молиться с той степенью серьезности, силы и веры в свою молитву, как молятся, когда чувствуют боль.
Поэтому одна из причин, по которым Вас приглашают, — та, что именно в момент этой боли и ревности, и даже какой-то зависти к другим, сердце открывается для самой искренней молитвы, а она не обязательно должна быть из Сидура и с установленными словами, а именно — крик души.
И это считается той молитвой, которая способна прорваться через все препятствия и быть услышанной.
Так что не чувствуйте себя неловко из-за того, что Вы неспособны в такой момент испытывать только радость за окружающих (а я не сомневаюсь, что и она у Вас есть, потому что иначе Вас бы не беспокоила Ваша ревность).
Вместо этого возьмите свою боль и со всей ее силой продолжайте молиться. И, с Б-жьей помощью, можно надеяться, что Вы увидите избавление.
Один из раввинов, у которого я училась и который работает в Махон ПУА (лечение бесплодия в соответствии с Галахой, 02-651-50-50), сказал нам, что всегда говорит бездетным пока парам: «Если вы живете в 21 веке, значит, Б-г хочет, чтобы у вас были дети. Потому что сегодня можно решить практически 100% проблем, связанных с бесплодием».
Дай Вам Б-г как можно скорее найти решение для этих проблем.
Не знаю, известно ли Вам, но у нас тут недавно в Израиле было чудо, которое вернуло надежду очень многим уже совсем немолодым людям: родился сын у раввина 88 лет, рава Кушелевского.
Он сам говорил, что одна из причин, по которым он и его жена продолжали молиться и бороться с бесплодием, это — показать всем людям, что никогда нельзя отчаиваться.
Так вот, воспользуйтесь своей болью как средством, чтобы молиться еще сильнее и, как говорил один из великих глав хасидизма: «Нет ничего более цельного на свете, чем разбитое сердце».
Я уверена, что Ваши молитвы и Ваша боль доходят до Всевышнего и Он пошлет Вам избавление, в добрый час.
С уважением и пожеланием поскорее радоваться, Ципора Харитан
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
«Оцарот»
Когда Яаков отправил своих слуг с подарками для Эсава, он несколько раз повторил одну и ту же фразу. Яаков боялся, что его неправедный брат сделает слуг своими рабами, и они не смогут служить Творцу.
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?