Темы: Ципора Харитан, Женщина, Молитва, Изучение Торы, Организация быта, Юношество, Забота о себе
Шалом! Спасибо за предыдущие ответы.
Ситуация такая. Я в апреле этого года начала пользоваться системой планирования. Я себе каждый день все дела расписывала: учебу, молитву, помощь по дому, уход за собой. Всё шло хорошо до сентября-октября, вижу это по своему блокноту, где всё планировала и помечала выполненные пункты… Потом выполненных пунктов становилось всё меньше и меньше…. Иногда (даже, может, зачастую) я делала всё ради галочки. А теперь даже ради галочки не хочу.
Папа тоже говорит: «Вернись к прежнему графику, ты тогда вообще время зря не теряла». Сейчас я читаю только Утренние благословения, Тэилим (Псалмы) иногда, в субботу Амиду стараюсь читать. Хотя раньше читала Утренние благословения, Кторет, Игерет Рамбан, Парашат а-ман[1] — и всё это изо дня в день… Начинала учить Талмуд — даф а-йоми (лист Талмуда, который изучают в этот день) с равом Менделем Аграновичем[2], но остановилась на трактате Псахим — и всё…
Мой день проходит не так, как мне хочется, перед сном я лежу и думаю: вот что я такого сделала за день? — практически ничего… Что я делаю за день? Прочту, как я уже сказала только утренние брахот (хотя прекрасно понимаю, что этого мало), иногда рисую (да и даже рисовать мне уже лень), послушаю какие-нибудь 1-2 лекции, проведу урок иврита и традиций, поиграю в шахматы — и всё… Перестала учить английский, закладка в Торе уже который месяц стоит на главе Шмот, книги вообще читаю только по субботам…
И всё, что я делаю, силком себя заставляю, кроме уроков иврита, их я до сих пор с удовольствием провожу. А раньше ВСЁ от души делала. Я не знаю, как вернуться к тому состоянию, когда всё хочется делать с удовольствием, когда учишь Тору, даже чуть-чуть, но каждый день… Ну, вот ничего не хочу делать… Помогите, пожалуйста, советом. Заранее спасибо, с уважением, N.
[1] Здесь перечислены части утренней молитвы — Утренние благословения; Питум а-Кторет — отрывок о воскурении благовоний; Игерет а-Рамбан — Послание Рамбана сыну; Парашат а-ман — отрывок из недельной главы Бешалах (Шмот 16:4-36), в котором говорится о том, как евреи собирали и ели в пустыне ман, который посылал Всевышний. Чтение Парашат а-ман — сгула для достойного и полноценного достатка в семье; Амида — основная еврейская молитва, мужчины читают ее ежедневно три раза в день, в такое время, когда проводилась служба в Иерусалимском Храме.
[2] Программа Лист Талмуда в день
Уважаемая N.,
В детстве мама играла с нами в карточную игру, где у каждой карты было числовое значение и нужно было набрать 21 очко из нескольких карт. Так вот, если все недобрали, то победителем был тот, у кого число было ближе всего к 21. Но если взяли больше 21, то перебор всегда был проигрышным.
Эта игра меня на всю жизнь научила, что перебор — это нездорово. А то, что Вы описали — Ваш «суперраспланированный» день, — видимо, и было для Вас таким психологическим перебором. И Вы от него до сих пор отходите.
Что касается желания молиться, учиться и скрупулезно всё соблюдать, то Вы должны знать: на начальном этапе приближения к Всевышнему — Всевышний дает в подарок такое ощущение, о котором Вы пишете. Его принято называть на иврите «орот» (אורות). Но этот свет — он Б-жественный, а не наш. А свой приходится зарабатывать часто тяжело и маленькими порциями.
А сейчас Вам Ваш ецер а-ра («дурное стремление») всё время говорит: «Вот, ты опустилась и не выполняешь свои планы, не хочешь, не учишься, не делаешь». Короче, сплошное «не». А совершенно понятно, что из «не» никогда ничего хорошего не получается.
Поэтому то, что важно в такой ситуации, это принять себя и сказать себе: «ОК, может быть, у меня не получается быть “большой праведницей”, но я стараюсь, сколько могу на данный момент, и надеюсь, что постепенно желания станет больше».
Кроме того, должна признаться, что я уроки Талмуда, даже такие хорошие, как уроки рава Аграновича, никогда не слушала, так как считается, что это не входит в женские обязанности. И поэтому не думаю, что у Вас должны быть угрызения совести, что Вы недостаточно серьезно относитесь к изучению Торы, если Вы не смогли превратить эти уроки в свое постоянное занятие.
Надеюсь, когда Вы перестанете себя пилить и ощущать вину, Вы очень быстро почувствуете, что Ваше желание вести себя так, как Вы считаете правильным, само по себе начнет увеличиваться. А если, не дай Б-г, Вы продолжите себя пилить и попрекать, то может оказаться, что и то, что Вы сейчас делаете, Вам будет делать всё труднее.
Кроме того, при всем уважении, которое я испытываю к Вашему отцу, сумевшему воспитать такую хорошую девочку, Вы всё-таки должны понимать, что та программа, которую Вы себе составили, — она не совсем реалистичная, даже если она очень нравилась Вашему отцу. И шансов, что Вы смогли бы продолжать себя так вести постоянно, очень мало.
А поэтому еще раз повторю: расслабьтесь немножко и примите себя не как какую-то «бездельницу», не дай Б-г, а как нормальную девочку, которой необходимы периоды отдыха для того, чтобы справляться со всеми серьезными задачами, которые она перед собой ставит.
С уважением и пожеланием всего наилучшего, Ципора Харитан
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его