Темы: Воспитание детей, Еврейская женщина, Женщина, Муж и Жена, Материнство, Методики воспитания
Добрый день!
Какие еврейские книги о воспитании детей и о семейных отношениях Вы могли бы посоветовать?
С уважением, N.
Здравствуйте, N.!
Как сказал классик: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Тяжело не согласиться со сказанным, но — с небольшим уточнением. Путь к этому заветному семейному счастью у каждого свой, непохожий на путь другого.
Как пройти этот путь? Одному сделать это невозможно хотя бы потому, что семья предполагает наличие, как минимум, двоих людей.
Ваш вопрос затрагивает не просто важную тему. Ведь он касается как отношений между человеком и Б-гом, так и отношений между людьми. От гармонии в этих областях напрямую зависит гармония во всех сферах семейной жизни.
В современных условиях человек может овладеть практически любой профессий, поступив в соответствующее учебное заведение. Но как быть с такими важными навыками, как умение быть мужем, женой, матерью, отцом? Как научиться строить личные отношения, справляться с семейными кризисами, создавать в доме комфортную атмосферу, наполненную духовным смыслом?
Каждый, кто задаётся такими вопросами, встаёт на непростой, но правильный путь.
В еврейской Традиции семейным отношениям уделяется особое внимание. Передача духовных ценностей из поколения в поколение является основой существования как народа в целом, так и каждого человека. Ведь где, как не в семье, происходит наше становление и раскрытие духовного потенциала, заложенного Творцом.
Человек приходит в этот мир «чистым листом». Вектор развития ему задают самые близкие люди, и вполне логично, что в свою дальнейшую жизнь он берёт то, что впитал в родительском доме. Будучи взрослым, сталкиваясь с новыми задачами — такими, как построение супружеских отношений и рождение детей, человек, естественно, ориентируется на знакомую ему модель семейных отношений.
Но кто из нас может сказать, что вырос в идеальных условиях? Даже тем, кому посчастливилось расти в атмосфере духовности, предстоит пройти свой собственный, необязательно легкий, путь, впервые столкнувшись с трудностями семейной жизни. Каждый человек — это отдельный и уникальный мир. И тот путь родительского воздействия, который подходит одному ребенку, может оказаться совершенно неэффективным с другим.
Как же мы должны действовать в соответствии с еврейским подходом? Для начала стоит обратиться к теории. У нас на сайте — множество материалов: статей, аудио-уроков, лекций по вопросам еврейской семьи и воспитания детей. (Ниже будут приведены ссылки).
Семейные отношения — одна из центральных тем в иудаизме, и поэтому так же, как с другими проблемами, по этим вопросам следует обращаться за поддержкой и советом. Овладение искусством семейной жизни предполагает изучение «теории» и анализ практического опыта — своего и чужого. А что может быть лучшим примером, чем уже сложившиеся и зачастую многодетные семьи? Опыт родителей, сумевших воспитать достойных людей и передать им свои ориентиры, основанные на традиционном религиозном мировоззрении, послужит для нас ценнейшим источником информации.
Хорошо, полезно и правильно общаться с такими достойными людьми, готовыми делиться своим опытом, оказывать своевременную поддержку молодым семьям, избравшим путь осмысленной и духовной жизни в соответствие с волей Творца.
И вот здесь есть очень важный момент, на который важно обратить внимание, чтобы не стать жертвой собственных заблуждений.
Представим следующую ситуацию.
Мы пришли в гости на Шабат в обычную религиозную израильскую семью. Перед нами предстаёт идеальная картина. Дети по-праздничному одеты и помогают маме накрывать на стол. Затем они выстраиваются в очередь за родительским благословением и с трепетом слушают, как папа произносит Кидуш. За трапезой дети внимают главе семейства, который говорит о недельном разделе Торы, рассказывают о школьных успехах, поют субботние песни. А в самый разгар застолья могут прийти старшие дети хозяев, уже женатые и замужние. Папа проявляет заботу о маме, старается помочь ей в домашних делах и готов принять на себя удар неутомимой энергии непоседливых детей.
Не жизнь, а сказка… И мы невольно думаем: «Вот и я хочу себе такую семью. Как сделать, чтобы и у меня было так же?»
Обходя многие острые вопросы, сосредоточимся только на тех, которые непосредственно касаются нашей темы.
Что можно сказать такому мечтателю? Кроме выражения восхищения, что он поставил перед собой правильную цель и готов встать на путь ее достижения.
Во-первых, важно помнить, что увиденная картина — это результат многолетних усилий, кропотливой работы родителей над собой, бессонных ночей, слёз и молитв. Сколько нервов и здоровья забирает каждый этап взросления детей…
Во-вторых, придя домой из гостей, ни в коем случае не следует попрекать свою вторую половинку тем, что «у нас всё не так», и объявлять, что вы хотите всё сразу менять. Это очень деликатный момент, не терпящий спешки и радикальных решений. Это проблема, которая встает перед всеми, кто решил вернуться к вере отцов… Максимализм, который мы привезли из страны, где пятилетку в свое время выполняли за четыре года, особенно губителен для духовного продвижения… Здесь, как никогда, будет уместно вспомнить поговорку: «Не спеши, а то опоздаешь».
В-третьих, то, что мы увидели, является лишь частью семейного быта. У каждой семьи свои проблемы, и о том, что происходит за закрытыми дверями, не знает никто. Только надо помнить, что все мы люди, каждый со своим характером, качествами, привычками, и стараться не судить ближнего строго.
Приведем лишь несколько общих советов, которые, надеемся, помогут Вам и уберегут от распространенных ошибок.
1. Отношения и воспитание — это, в некотором смысле, наука, для овладения которой необходимо знание теоретического материала. Но поскольку, как и любая часть еврейского образа жизни, она целиком и полностью построена на Торе, то и изучение этого материала должно происходить похожим образом. А именно — помимо теории следует иметь перед собой наглядный образец. Это может быть, например, религиозная семья, с которой складываются хорошие отношения. Такая, которая проявляет участие к Вашим проблемам и которой удалось воспитать детей, живущих в рамках еврейских ценностей. А если глава семейства — человек, разбирающийся в Торе, то это еще лучше.
Передача слов Торы происходит от сердца к сердцу и, чтобы «возложить их на свое сердце», одних только книг недостаточно… Нужен живой пример. Поэтому Талмуд и другие классические источники полны историями о том, как ученики стремились не только услышать слова Торы, но и увидеть, как их учителя ведут себя в жизни.
2. В многочисленных книгах, написанных мудрецами Торы прошлых столетий, содержится бесценная информация, которая является практическим руководством по воспитанию детей и строительству семейных отношений.
Но при всём этом следует знать, что в них нет одного очень важного для нас, вернувшихся к вере отцов, аспекта. А именно: они не учитывают, да и не могут учитывать, специфику русскоязычных баалей тшува. Только в последней четверти прошлого столетия возвращение наших собратьев к Торе обрело массовый характер.
Книги великих учителей обращены к тем, кто вырос в религиозном мире: к мужчинам и женщинам, получившим хотя бы начальное религиозное образование; к тем, кто с детства рос в еврейской системе ценностей. Многие из этих выдающихся книг переведены на русский, и мы всячески рекомендуем их к прочтению. И, в то же время, советуем «сделать себе рава» — раввина, который хорошо знаком с особенностями баалей тшува, со всеми нашими психологическими пробелами, комплексами, страхами, особенностями прошлой жизни…
Сколько тяжелых ситуаций возникало из-за того, что, вычитав какую-либо идею в книгах великих раввинов о воспитании, наши добрые и интеллигентные русскоязычные евреи стремились воплотить их в жизнь — даже на начальном этапе приближения к Торе. Или — уже ведя религиозную жизнь не первый год…
Поэтому материалы нашего сайта как раз и ценны тем, что составлены опытными людьми, которые не понаслышке знакомы со всеми этими проблемами, т. к. сами когда-то прошли этот нелегкий путь.
Строительство семьи и воспитание детей, в некотором смысле, есть вершина изучения Торы. Ибо нет такой области человеческих отношений, в которой на практике требуется применять столь обширный комплекс знаний, полученных за время учебы.
В заключение вспомним очевидную истину — воспитывает не слово, воспитывает пример. Можно прочитать много книг, прослушать много уроков ведущих раввинов — специалистов в области воспитания и семейных отношений, но всё это будет бесполезным, если мы сами всей душой не приняли и всем сердцем не прониклись теми ценностями и идеалами, на которых хотим построить семью. И которые хотим передать детям. Без этого наши старания обречены на провал.
Желаем Вам успехов и помощи Небес на этом значимом и достойном пути!
Рекомендуемые книги: Мирьям Леви «Эффективное еврейское воспитание»; Мирьям Адахан «Семейные связи»; а вот отрывок из другой ее книги; Эстер Офенгенден «Жизнь после свадьбы», а также «Расти!»; Эстер Гринберг «Женщина женщине»; рав Ирмияу и Теила Абрамов «Две половины целого»; рав Хаим Фридлендер «О воспитании в еврейской традиции» — классическая книга о религиозном воспитании.
Стоит обратить внимание и на другие книги о семейных отношениях, представленные у нас на сайте в разделе «Магазин еврейской книги».
Наш сайт содержит много статей, отрывков из книг, ответов на вопросы о еврейской семье и воспитании детей, а также аудио — и видео-уроки.
Ссылки, которые привожу ниже, могут быть полезны в изучение этих важных тем:
Ципора Харитан. Воспитание детей
Ципора Харитан. Дети — наше отражение
Ципора Харитан. Женщина в еврейском доме
Ципора Харитан. Воспитание в радости и радость в воспитании
Ита Минкина. Дошкольное воспитание
Ита Минкина. Взращивание и строительство в воспитании (по книге рава Вольбе)
Рав Цви Вассерман. Воспитание детей
Рав Ашер Кушнир. Воспитание детей в духе Торы
Рав Ашер Кушнир. Основные принципы воспитания детей
Рав Моше Пантелят. Воспитание детей
Эстер Офенгенден. Искусство быть женой
Эстер Офенгенден. Семейная жизнь
Дина Лейбман. Анатомия отношений
Хана Сара Рэдклиф. Любовь и власть в еврейском воспитании
Малки Рав. Дисциплина и границы в семье
Рав Йехиэль Якобзон. Становление личности
С уважением, Бина Тригер
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его