Темы: Б-г, Смысл жизни, Ципора Харитан, Религия, Мировоззренческие вопросы, Атеизм, Внутренний мир, Поиск истины
Уважаемая Ципора Харитан, если вам не трудно, помогите ответить самой себе. Я возвращаюсь к корням, и есть люди, которые говорят: понятно, что люди придумали Б-га. Ведь людям трудно принять жизнь без смысла… Люди не хотят хаоса, а Б-г всё упорядочивает Своими заповедями и дает ответы на вопросы...
Заранее извините, если вопрос некорректный. N.
Уважаемая N.,
Позвольте Вас спросить: какова цель людей, которые говорят подобные вещи? Обычно их цель — объяснить, почему они не обязаны соблюдать «повеления, придуманные людьми», которые ограничивают их жизнь. И поэтому им нужно доказать себе и другим, что Всевышнего, хас вэ-шалом (не дай Б-г), не существует, а есть мифы и легенды древнего иудаизма.
На самом деле любое сколько-нибудь серьезное изучение законов Торы показывает нам их невероятную глубину. Это происходит, когда человек, развиваясь и совершенствуясь, начинает понимать азы.
Я могла бы привести много примеров, но ограничимся несколькими. В древности было принято считать евреев народом лодырей: как это — люди, по крайней мере, седьмую часть жизни (и это не считая праздников!) не работают? С начала Нового времени выходной день считается одним из величайших социальных достижений.
Более того, существует исторический анекдот о том, как в СССР думали ввести декады по аналогии с французским республиканским календарем. Т. е. не каждый седьмой, а каждый десятый рабочий день должен был стать днем отдыха (тогда в месяце выйдет три, а не четыре выходных дня).
А почему это не было осуществлено? Потому что опыт показал, что производительность труда при таком режиме падает очень резко, из-за этого декады на постоянной основе вводить не стали и вернулись к семидневке — шесть рабочих дней и выходной. (Понятно, что я не говорю о духовном смысле субботы).
Второй пример. Евреев на протяжении многих веков считали сумасшедшим народом из-за отсчета семи чистых дней у женщины после месячных. С середины 19-го века ученым стало понятно, что соблюдение этих правил является прямой защитой женского здоровья. И тогда заговорили о том, что происхождение этих галахот (законов) не может быть человеческим, ведь у людей прежде попросту не было такого рода знаний.
Можно приводить еще очень много примеров, но думаю, на эту тему есть достаточно материала, и на нашем сайте тоже. Но главное: практически невозможно, с научной точки зрения, верить во что-то, полностью противоречащее статистике. Предположение, что Вселенная с ее абсолютным математическим и физическим порядком возникла случайно, не выдерживает никакой критики с точки зрения статистики (см., например, Лоренс Келеман, «Возможность поверить»; на сайте есть отрывок из этой книги). Поэтому сегодня многие серьезные ученые, которые занимаются точными и естественными науками, говорят, что Вселенная «кричит о своем Создателе».
Возможно, человеку труднее поверить в то, что Создатель Вселенной заинтересован в жизни каждого человека и вмешивается в нее. Но в это трудно поверить оттого, что мы невольно измеряем Б-жественную сущность ограниченными человеческими мерками. Если же мы понимаем, что у Всевышнего — безграничные силы и для Него нет малого или великого, и Он с одинаковым вниманием создавал малую букашку и Солнечную систему, то мы понимаем и то, что Он может интересоваться и принимать постоянное активное участие в жизни каждого человека.
Но и это не самое главное. Позвольте спросить Вас, готовы ли Вы для себя внутренне принять, что Вы — некое сборище молекул, которое должно пропустить через себя несколько тонн картошки и мяса на протяжении 70-80 лет, а потом превратиться в прах? Такой подход в моих глазах совершенно обесценивает человеческую жизнь, и я глубоко уверена, что душа каждого человека сопротивляется такому подходу. Факт, что мы все стараемся наполнить жизнь смыслом. Но, если этот смысл лишен Б-жественной «составляющей», то, к сожалению, мы возвращаемся к тому материалистическому определению человека, которое упомянуто выше.
Ни один человек никогда не пожертвовал бы своей жизнью во имя других, если бы не ощущал вечность своей души. А если Вы мне скажете: «Но ведь есть миллионы атеистов, и как можно доказать, что они неправы?», то опыт свидетельствует: весь их атеизм заканчивается в тот момент, когда их жизни угрожает опасность, и они непроизвольно начинают взывать к Б-гу, в Которого, якобы, не верят.
А на протяжении жизни атеизм — это прекрасный способ оправдывать свои страсти и неприемлемые желания и объяснять, что в таком образе жизни нет ничего дурного. И атеизм — это совсем не современная философия. Уже в Древнем мире были атеисты, для большинства из которых атеизм служил обоснованием жизненной стратегии «урви в меру своих возможностей». (А возможности «урвать» сегодня действительно расширились).
Но большинство, в конце концов, жестоко разочаровывается потому, что, сколько ни урвешь, все равно не насытишься. А потому душа раньше или позже начинает поиск Всевышнего. И я от всей души молюсь за Вас, чтобы Вас в этом поиске не остановили.
С уважением и пожеланием найти настоящую близость к Всевышнему потому, что это единственное полноценное человеческое счастье, Ципора Харитан
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Рав Мендель Агранович
Или она может выйти замуж после младшей?
Рав Реувен Куклин
Человек с «белым» именем…
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Менахем Эпель
Что такое "трафим"?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун