Темы: Воспитание детей, Женщина, Молитва, Мирьям Климовская, Скромность в одежде, Головной убор
Добрый день! Недавно узнала, что замужняя женщина должна носить головной убор даже дома, что это важно, именно когда дома растет сын. Хотела спросить, почему именно для сына это важно? Как это влияет на него? Спасибо! N.
Уважаемая N.!
Извините, пожалуйста, за задержку с ответом на такой интересный и важный вопрос. Я пришла к выводу, что наиболее полный и исчерпывающий ответ на него может дать замечательная книга «Оз вэ-hадар левуша» — своего рода энциклопедия цниюта (скромности). Там сказано, что, хотя по мнению большинства галахических авторитетов (специалистов по еврейскому Закону), у женщины нет обязанности покрывать голову дома, где ее может видеть только муж (в разрешенный период), по множеству причин ей следует это делать.
Во-первых, поскольку наши мудрецы отнесли волосы замужней женщины к категории эрва (то, что должно быть скрыто), надо покрывать их в любое время, кроме тех моментов, когда они должны быть открыты (во время мытья и т. д.), точно так же, как женщина покрывает все остальные части своего тела, имеющие статус эрва. Рекомендуется покрывать волосы косынкой даже во время сна. Так женщина демонстрирует, что она осознает присутствие Творца во всякое время и в любом месте и относится к Нему с уважением, подобающим Царю вселенной.
Во-вторых, все раввины без исключения согласны, что такое поведение является очень достойным и похвальным. И доказательство этому можно найти в Талмуде (Йома 47а), где мудрецы восхваляют женщину по имени Кимхит. Эта исключительная женщина удостоилась того, что все ее семеро сыновей по очереди занимали пост первосвященника. Когда мудрецы спросили, за какую заслугу она удостоилась такой чести, она ответила, что стены ее дома никогда не видели ее волос. Она покрывала их даже тогда, когда причесывалась или мыла голову.
Разумеется, это намного выше требований Галахи, и от обычных женщин никто не ожидает такого поведения. Но поведение Кимхит представляет собой некий идеал, к которому еврейской женщине следовало бы стремиться — на своем уровне. Мы видим, что исключительная скромность Кимхит позволила ей вырастить замечательных сыновей. Таким образом, тщательно покрывать даже внутри дома — действительно сгула для воспитания достойного потомства. Не сказано, речь только о сыновьях или имеются в виду и дочери. Можно предположить, что для девочки главным является сам пример матери, и у скромной женщины гораздо больше шансов вырастить скромных дочерей. Мальчики же больше поддаются влиянию извне, и для них особенно важно расти в атмосфере скромности с самых ранних лет, чтобы, не дай Б-г, не загрязнить свою душу, глядя на недозволенное.
Еще один пример, свидетельствующий о связи между скромностью матери и духовными качествами сыновей, относится к недавнему времени. Известно, что мать величайшего мудреца прошлого века рава Авраама-Йешаи Карелица (известного как Хазон Иш) старалась в точности следовать примеру Кимхит. В результате она удостоилась стать матерью и бабушкой великих мудрецов Торы — Хазон Иша и рава Нисима Карелица.
В книге перечисляются еще несколько причин, почему женщине следует покрывать голову дома. Кроме того, что она должна быть готова в любой момент открыть дверь, ей также следует молиться и произносить благословения с покрытой головой. Ее муж и сыновья не могут молиться и произносить благословения там, где находится эрва, даже если речь идет о самой близкой им женщине. А поскольку жизнь еврея, соблюдающего заповеди, наполнена благословениями и словами Торы, если в доме постоянно находится эрва, очень трудно уследить за тем, чтобы не нарушить запрет.
Великий Хафец Хаим связывает многочисленные беды, постигшие евреев в 20-м веке, с тем, что многие женщины стали пренебрегать скромностью в одежде, а мужчины, молившиеся и учившиеся дома, не могли избежать произнесения святых Имен в их присутствии. Благословение, произнесенное в чистоте, привлекает благополучие, а благословение, произнесенное в присутствии нескромно одетой женщины, может привести беду. Об этом сказано в Талмуде и в каббалистической книге «Зоар».
В заключение можно привести слова Хазон Иша: «Меру богобоязненности женщины можно определить по тому, насколько тщательно она покрывает свои волосы».
С уважением, Мирьям Климовская
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его