Темы: Ципора Харитан, Деньги, Наши родители, Почитание родителей, Помощь родителям, Чувства и разум
Здравствуйте, рабанит Ципора! Регулярно слушаю Ваши уроки, отношусь с большим уважением и вот хочу спросить Вашего совета.
Моей маме 89 лет. Всю жизнь я старалась держаться от нее подальше, т.к. характер у нее очень властный. Всю мою жизнь, когда я жила самостоятельно, мне приходилось каждый вечер ей звонить и отчитываться за прожитый день, и попробуй задержаться хоть на пять минут — сразу истерика: «Я переживала, думала, что-то случилось, ты плохая дочь!» Хотя я всегда заботилась о ней, помогала материально.
После карантина, когда ей уже трудно было выходить из дома, я приносила продукты, убирала, стирала. Несколько раз пыталась забрать ее к себе, потому что я работаю и мне трудно вести два дома, она сама меня просила забрать ее. Но буквально на другой день она начинала рваться домой, у нее уже деменция, и я очень переживала, как она там одна. Всё время звонила по нескольку раз в день, напоминала выпить лекарства.
И вот две недели назад у нее что-то случилось с ногами, она уже не могла ходить. Я забрала ее к себе, наняла сиделку. Но жизнь стала невыносимой, я не спала ни одной ночи, постоянные истерики. Мы в этом городе с ней вдвоем, никого больше нет, я физически не могу ее поднять, т.к. она крупнее меня. Мне нужно утром на работу, а я всю ночь с ней вожусь.
Мне пришлось отвезти ее в пансионат для престарелых (частный) с хорошим уходом. Но я не могу найти себе места, чувствую себя предательницей и преступницей. Скажите, как мне быть? С уважением N.
Уважаемая N.,
Так как Вы обращаетесь с этим вопросом ко мне не лично, а как к представительнице религиозной организации, то предполагаю, что Вы хотите услышать правильный с религиозной точки зрения ответ.
Так вот, Всевышний не требует от человека того, что тому не по силам. И если Вы физически не можете поднять свою маму и обеспечить ей необходимый уход, то это ни в коем случае не может быть Вашей ответственностью.
Более того, Вы сделали то, что НЕПРЕМЕННО должны были сделать, то есть обеспечили маме самый лучший уход, который ей можно дать при существующих обстоятельствах.
Поэтому Вы не только не должны себя считать «предательницей», а знайте, что когда Вы это делали, Вами руководила именно забота о мамином состоянии.
Кроме того, не думаю, что есть более строгие законы почитания родителей, чем в иудаизме, но даже там человеку не предлагается во имя почитания родителей отказаться полностью от собственной жизни и испортить свое здоровье.
Если бы мама осталась у Вас, Вы бы работать не могли и, не дай Б-г, просто физически могли бы свалиться с ног, пытаясь поднимать маму. И кто бы тогда ухаживал за вами обеими или оплачивал пансионат Вашей маме?
То есть, с точки зрения разума и Галахи (еврейского Закона) Вы сделали всё правильно.
Остаются наши эмоции… И, конечно, я прекрасно понимаю (в том числе и по личному опыту), как тяжело видеть маму в таком состоянии и ощущать: что ни сделаешь, всё равно не так…
Но именно для Вашей мамы важно, чтобы Вы успокоились, продолжали бы оплачивать ее нахождение в этом пансионате и позаботились бы о том, чтобы у Вас была какая-то личная жизнь, от которой Вы могли бы набираться положительной энергии, так как уход за больным человеком отнимает все душевные силы.
И не сомневаюсь, что Вы будете навещать маму и контролировать, чтобы за ней хорошо ухаживали.
А, к сожалению, когда человек инвалид с деменцией, нет НИКАКОГО способа устроить так, чтобы он был рад и доволен жизнью. И если она сердится или плачет, то не Вы в этом виноваты, а ее состояние…
Молитесь Всевышнему, чтобы она страдала как можно меньше и чтобы у Вас были силы давать ей свою любовь, которая совершенно не обязана выражаться в том, что Вы возьмете на себя немыслимое — физический уход за ней.
С уважением и пожеланием сил принять эту ситуацию и сил делать то, что нужно, Ципора Харитан
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его