Темы: Ципора Харитан, Любовь, Наши родители, Уважение, Помощь, Нерелигиозные родители
Здравствуйте. Я сделала гиюр уже более двух лет назад и живу далеко от своих родителей. Я стараюсь очень укрепляться в аводат аШем (служении Всевышнему), и поняла, что мне надо работать над обережением глаз (и ушей).
Я уже давно стала слушать почти исключительно еврейскую музыку, а теперь я стала переходить с «втыкания» в нееврейский интернет на прослушивание лекций.
Проблема не в этом. Я очень люблю свою семью и привыкла поддерживать их (теперь уже больше по телефону, а не через физическую помощь). У моей семьи, к сожалению, тяжелая ситуация: дома — больные дети. Моя мама стала последние годы более «верующая»: иногда слышу от нее, что «всё Свыше», а раньше она говорила исключительно, как Б-г ее ненавидит, наказывает или Ему всё равно на ее молитвы (хас вэ-халила — не дай Б-г).
Но до сих пор иногда мама говорит такое, на что я не знаю, как ответить. Высказывания, что она не верит, что Мошиах придет, что то, что в мире происходит, — это просто так, ну, и иногда также о том, что вся эта ситуация — просто ужасное наказание от Б-га...
С одной стороны, хочется спорить — сказать, что всё неправда, и вообще ограничить разговоры на эту тему. Это же вредно — не беречь уши от таких неправдивых высказываний, и я это даже чувствую на себе. А, с другой стороны, это моя мама... Она меня родила, и я ее люблю, и хочу уважать, поддержать и утешить, а не быть тираном ее слов.
Но как, если она не верит полностью еврейской Традиции? Что мне сказать в таком случае? N.
Уважаемая N.,
Ваше стремление к духовному продвижению прекрасно, но так как Ваша мама не является еврейкой, на Вас совершенно не лежит долг привести ее к пониманию и принятию иудаизма.
(Кроме того, и у «урожденных» евреев нет обязанности воспитывать родителей и поднимать их духовный уровень).
Вы и сами пишете, что мама в некоторой степени приблизилась к Всевышнему.
Думаю, что в первую очередь Вам важно понять для себя, что мама разговаривает так, как разговаривает, не потому что она «грешная», не дай Б-г, а потому, что она практически ничего не знает о Всевышнем, о том, как Его пути проявляются в этом мире. (И понятно, как много здесь непостижимого).
Поэтому, думаю, очень важно, чтобы, разговаривая с ней, Вы поддерживали ее и выражали сочувствие, ведь действительно очень нелегко растить нездоровых детей… Но не надо вступать ни в какие религиозные диспуты и что-то объяснять или доказывать, когда мама это не настроена слушать.
Чем больше проявите к маме тепла и внимания, тем больше вероятность, что послужите живым примером того, как «хазара би-тшува» (возвращение к соблюдению заповедей) делает человека лучше. И тогда, возможно, интерес мамы к духовности начнет возрастать.
А пока что старайтесь помнить, что «наша духовность — это материальность наших ближних», забота об их благополучии. И хотя, возможно, чисто по букве закона здесь речь не идет об обязанности почитания родителей, понятно, что чем больше уважения и благодарности к маме Вы проявите, тем больше освятите Имя Всевышнего.
Что касается Вас самой, то если разговоры с ней на религиозные темы будоражат и беспокоят Вас, вежливо откажитесь разговаривать об этом. И скажите маме: так как Вы не изучали глубоко религиозную философию, то не хотите пока рассуждать на темы устройства мира, а предпочитаете просто говорить о семейных делах.
Для себя же еще раз возьмите почитать или послушать материал по еврейской философии или просто помолитесь и успокойте этим душу. И просите Всевышнего, чтобы от этих разговоров Вам не было духовного вреда, так как поддержка семьи — дело богоугодное.
И не сомневаюсь, что Всевышний услышит Вашу молитву.
С уважением и пожеланием продолжать духовное продвижение и самим своим примером положительно влиять на родных, Ципора Харитан
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его