Темы: Ципора Харитан, Наши родители, Почитание родителей, Авторитарные родители, Нерелигиозные родители
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, каким образом можно наладить отношения с родителями, если они люди «старой, советской школы»? Мне сложно говорить с ними и делиться своими мыслями, так как уже знаю, что они меня осудят, высмеют или проявят невнимание.
С другой стороны, я понимаю, что их самих воспитывали таким же «потребительским» способом и что, возможно, им сложно тоже. Они много ждут от меня. Я максимально стараюсь оправдать их ожидания и надежды, но порой мне кажется, что их требования просто бессмысленны, а иногда даже абсурдны.
Мне бы очень хотелось начать жить с ними в гармонии и помочь им обрести знания и мудрость, которые передают нам уважаемые раввины. Спасибо. С уважением, N.
Уважаемая N.,
Позвольте посочувствовать Вам, так как, действительно, очень нелегко с родителями, которые критикуют, требуют, вмешиваются и т. д.
Но ничего не поделаешь — родителей не выбирают и не наша как детей задача — наставлять их на правильный путь. Иудаизм требует от нас почитания родителей, какими бы они ни были, — за одно то, что они нам дали жизнь. Почитание — это не полное послушание родителям, а забота об их благополучии и проявление уважения к ним.
Поэтому Вы не обязаны строить свою жизнь по их указаниям или менять те свои планы, которые касаются только Вас, только для того, чтобы родители были довольны. Например, Вы не обязаны изучать профессию, которая им кажется подходящей, работать на работе, которую они выберут, и, конечно, вести семейную жизнь по их указаниям. Поэтому, если родители делают замечания, касающиеся этих областей Вашей жизни, их нужно вежливо выслушать, сказать: «Спасибо, я обдумаю», а дальше — Вас это ни к чему не обязывает.
Но, с точки зрения почитания родителей, нельзя объяснять им, в чем они неправы, если их это обижает, и учить их, как надо поступать правильно. А нужно просто выслушивать максимально вежливо.
Единственный путь привести родителей к пониманию того, что к мнению раввинов стоит прислушаться, — это показать, насколько наше уважение к родителям и забота о них возросли именно в результате такого духовного руководства. Чем больше мы демонстрируем родителям уважение, тем легче им увидеть, что путь, которым мы идем, лучше и для нас, и для них.
В самом Вашем письме уже есть понимание того, как Вашим родителям непросто. Если Вы будете себе напоминать об этом, а также о том, как значима заповедь почитания родителей, Вам легче будет себя настроить на выполнение этой очень непростой мицвы, одной из немногих, за которую Всевышний обещает награду уже в этом мире.
С уважением и пожеланием, чтобы мицва помогла Вашему сближению с родителями, Ципора Харитан
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.