Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Еврей не отрывается от своих корней

«И вот, Я с тобой, и буду хранить тебя везде, куда ты пойдешь» (Вайеце, 29:15)

Праотец Яаков оставляет дом отца, расстается с ешивой Эвера, где скрывался четырнадцать лет, и идет в Харан, чтобы жениться, основать дом Исраэля, родить колена Ашема. По дороге он удостаивается видения лестницы и божественного обещания: «И вот, Я с тобой, и буду хранить тебя везде, куда ты пойдешь, и поселю тебя на земле этой, ибо не оставлю Я тебя, пока не исполню того, что говорил тебе». И объясняют наши мудрецы, «Мари Дразин» (Ресисей лайла, 28), что только праотцу Яакову было дано это обещание, как основателю еврейского народа, отцу святых колен: и если до сих пор один был избран, а другой отвергнут — праотец Ицхак выбран, а Ишмаэль и сыновья Ктуры отвергнуты, праотец Яаков избран, а Эсав отвергнут — то с этих пор и далее «ложе его совершенно, и нет негодных в его потомстве» на все поколения. И даже греша, еврей остается евреем, и в любом месте, где он падает — в лоно Творца он падает.

И на эту тему рассказывал праведник Арье Левин, благословенна память праведника, «рав заключенных», что в молодости он находился рядом с гаоном, раби Хаимом Берлиным, благословенна память праведника, сыном Нацива из Воложина, благословенна память праведника. Однажды, перед принятем субботы, увидел он своего рава с воодушевлением произносящего «Песнь песней». Когда дошел он до пасука: «Вот, красива ты, подруга моя, вот, прекрасна ты, глаза твои — голубки» (Шир ашарим, 1:15), разразился слезами.

Удивился рав Арье: пасук этот восхваляет Исраэль, так о чем же плакать? Ответил раби Хаим: «Каждый раз, когда я дохожу до этого пасука, вспоминаю я одну историю»

И рассказал, что когда он был назначен равом Москвы, пришел к нему незнакомый человек, не состоящий в их общине. Попросил он прощения у присутствующих и сказал, что хотел бы побеседовать с равом наедине. Когда они остались одни, рассказал человек, что он еврей, житель города. У него родился сын, и он хочет ввести его в союз праотца Авраама. Благословил его рав и удивился секретности дела. А человек рассказал, что уже порвал все связи с еврейством и заповедями, да смилуется Г-сподь, и торгует он предметами идолопоклонства среди попов. Нельзя, чтобы его заподозрили в еврействе, иначе его с ним порвут все дела, и он разорится. Поэтому «обрезание» надо сделать тайно. Велел ему рав отослать в тот день всех слуг из своего дома и пришел в назначенный час. Отец был сандаком, а рав сделал обрезание и произнес благословения, а потом просил сообщить ему на третий день о здоровье младенца.

На третий день пришел отец и сказал, что все в порядке и хотел заплатить. Отказался рав взять деньги за заповедь. Но отец настаивал, и рав сказал: «Если ты хочешь заплатить мне, то я прошу в качестве платы ответить мне на вопрос: ведь ты — ассимилированный еврей, и твой сын, наверняка, вырастет человеком совершенно светским. Почему же ты, рискуя своим положением и заработком, обрезал сына?»

Ответил ему еврей: «Раби. Из-за моих грехов я отдалился от соблюдения заповедей и увеличил еще больше мои грехи. Но кто знает, может быть, однажды я вернусь к тшуве, ведь двери тшувы не заперты. Но когда родился мой сын, что я подумал? Ведь если он вырастет в доме, где нет никакого знака еврейства, как он узнает своей источник. Если его сердце проснется и станет искать свои корни, как он будет знать, что искать? Поэтому я решил обрезать его, чтобы на его теле был знак еврейства, и тогда он отыщет путь».

Когда я услышал это, — сказал раби Хаим, — то понял пасук: «Вот, красива ты, подруга моя, вот, прекрасна ты, глаза твои — голубки». Здесь говорится: «Вот, красива ты» — когда ты — «подруга». Когда мы прилеплены к Творцу благословенному и исполняем заповеди, нет красоты, подобной твоей красоте. Но когда еврей пренебрегает заповедями, халила, и даже сворачивает с пути, то, хотя Святой, благословен Он, не прощает ему этого и тот получит наказание за каждый грех, и за каждую заповедь, которой ему не будет хватать, уменьшится его доля в Ган Эдене, еврей не теряет свою красоту и сияние. «Прекрасна ты, глаза твои — голубки». О глазах голубок сказали наши мудрецы (Трактат Бейца, 11): птенец плачет только тогда когда видит ее, находится с ней в пределах видимости. И так же нет еврея, удаляющегося от своего источника, обрывающего всякую связь, халила. Он не доходит до точки, откуда нет возвращения». И каждый раз, когда раби Хаим доходил до этого пасука, то вспоминал ту историю, и из его глаз текли слезы.

Мы удостоились того, что сотни тысяч евреев собрались в земле праотцев, удостоились выполнения обещания «и поселю тебя на этой земле». А сейчас мы удостоились возвращения к тшуве народа, живущего в Ционе, и вскоре осуществится для нас конец пасука «ибо не оставлю Я тебя, пока не исполню того, что говорил тебе». (Мааян ашавуа)

Заслуга праотцев защищает нас

«И вот, ангелы Б-га поднимаются и спускаются по ней» (Вайеце, 28:12)

Что увидел Яаков в своем видении, в ночном сне? Это час, когда душа человека поднимается вверх дать отчет о своей деятельности за прошедший день, и человек судится по его делам. И писал рав, автор книги «Торат Хаим», благословенна память праведника: праотец Яаков увидел во сне лестницу, достигающую небес, и ангелов, поднимающихся и спускающихся по ней.

Имя «Б-г» намекает на меру суда, как известно (Трактат Брахот, 60). Из каждого греха, который человек совершает, создается обвинитель. И наши мудрецы, благословенна память праведников, сказали (Трактат Бава батра, 16): «Он — злое начало, он — сатан, он — ангел смерти. Спускается и подстрекает, поднимается и обвиняет, берет разрешение и спускается, и забирает душу». Наш праотец Яаков видел, как ангелы обвинители поднимаются и свидетельствуют о грехах, а потом спускаются, чтобы взыскать с преступников, халила.

Праотец Яаков увидел и содрогнулся.

Но сразу же увидел и другое: «И вот, Ашем стоит над ним», Ашем — имя меры милосердия, Святой, благословен Он, спорит и защищает человека от бед. Почему? Об этом сказано: «И сказал: Я Г-сподь Б-г Авраама, отца твоего», Я руководствуюсь в отношении тебя мерой милосердия — в заслугу твоих праотцов!

И заслуги отцов будут защищать нас, если мы пойдем по их пути.

Есть молитва, которую говорят в каждый исход субботы перед авдалой, источник которой находится Иерушалаимском Талмуде, и она начинается словами: «Б-г наш и Б-г отцов наших». И задается вопрос: для чего мы вспоминаем наших праотцев? Это можно понять из притчи, приведенной гаоном, раби Хавита Софер, благословенна память праведника, из Жербы.

Торговец прибыл на оптовую ярмарку, чтобы обновить свой товар. Подал он подробный список. Взглянул в него оптовый продавец и сказал: Смотри, ты должен мне еще за товар, который ты купил в прошлый раз».

«Я знаю, сказал торговец, — но что делать, если многочисленные расходы забрали всю мою прибыль. В следующий раз я заплачу и за прежние покупки».

«Но сейчас ты берешь так много товара и опять в кредит… Смотри, может быть, уменьшить количество наполовину… Будет тебе чем торговать, и ты не будешь должен такую огромную сумму»…

Не понравилась эта идея торговцу. «Я прошу все количество», — ответил он. — Нечего беспокоиться об оплате. Ты ведь знаешь, что есть у меня очень богатый отец. Он не даст мне разориться, халила, так что твои деньги не пропадут».

Оптовый торговец знал об этом, и под эту гарантию дал товары в кредит в прошлый раз и под эту же гарантию даст товары сейчас…

Мораль: мы просим все блага и благословения, приносим подробный и длинный-длинный список. Но мало того, что у нас нет заповедей и добрых дел, чтобы заплатить за все наши просьбы, мы еще не заплатили за все хорошее, что Творец дал нам раньше…

Может быть, сократить просьбы наполовину?

Нет, халила вэ хас.

Но если так, тогда под какие гарантии дадут нам то, что просим? Ибо мы — сыновья Авраама, Ицхака и Яакова, и их качества укоренены в нас: мы верующие, дети верующих, стыдливые, милосердные и любим творить добрые дела. Их заслуги защищают нас и, конечно же, повлияют на улучшение наших путей, и мы усилим изучение Торы и исполнение заповедей, и погасим долг за все наши приобретения многочисленными заповедями и добрыми делами. (Авотейн3 сипру лану, Иешуа вэ рахамим)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

Как оградить англоязычную девочку от издевательства одноклассниц?

17 декабря, отвечает Ципора Харитан

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его