Темы: Недельная глава, Ахарей мот
«Не обращайтесь к идолам…» (Ваикра 19, 4).
Еврейская община города Джербы была общиной мудрецов. Но из каждого правила есть исключения… Да и этот человек, представлявший собой «исключение», абсолютным дураком не был. Но было у него «локальное помешательство»: ему казалось, что на голове у него находится глиняный кувшин. Он ходил осторожно, сохраняя равновесие, — «а то кувшин упадёт и разобьётся». Садился аккуратно и бережно. Ел, выпрямившись, осторожно поднося ложку ко рту. Нелегко жить с кувшином на голове… Мы не знаем, как он спал. Все смеялись над этим человеком, ругали его, удивлялись его помешательству. Но значительно больше жалели его. Ведь это было явное сумасшествие.
Однажды сказал один проницательный человек: «Дайте мне, и я его вылечу». Что же он сделал? Каждое утро по дороге в синагогу человек с воображаемым кувшином проходил мимо его дома. В то утро целитель ждал его и, как только сумасшедший прошёл под окном, бросил за его спиной огромный кувшин. Кувшин разбился со страшным шумом, сумасшедший испугался, подпрыгнул.
Все закричали: «Кувшин разбился!». Оглянулся сумасшедший, побледнел и сказал: «Действительно, разбился!». Покачал горестно головой — впервые после болезни покачал головой…
Он действительно исцелился, стал ходить нормально, сидеть нормально, склоняться над тарелкой и т.д. Стал нормальным человеком. Но пришёл маленький ребёнок и всё испортил. «Как тебя перехитрили! — стал смеяться он. — За твоей спиной разбили кувшин, и ты и вылечился!»
Больной снова побледнел. Ясно было, что это правда. Он поднял руки над головой, «ощупал» воздух и объявил: «Кувшин вернулся!».
Это реальный случай, который «был бы смешным, если бы не был таким грустным». Обидно не только за этого человека, но и за всех ему подобных. А таких очень много.
Что имеется в виду? Стих из нашего недельного раздела — «Не обращайтесь к идолам (элилим — “божкам”) и богов (элоэй) литых не делайте себе…» — содержит двойное повеление. Объясняет Раши: «Элилим — от слова аль, “ничто” — несуществующему они подобны, тщете и пустоте. “…и богов (элоэй) литых не делай себе” — сначала они “божки”, но если ты обращаешься к ним, то, в конце концов, сделаешь их “богами” (элокут), от слова, обозначающего власть и величие».
Рабейну Йерухам из Мира сказал, что Раши открыл нам здесь одну из основ человеческой души. Тора уподоблена хлебу: «Идите, ешьте хлеб мой…» (Мишлей 9, 5) и уподоблена воде: «Нет воды, кроме Торы». Тора уподобляется также вину, маслу и мёду. Всё это — вещи, которые удовлетворяют насущные, основные потребности человека. Тора уподоблена свету: «Ибо заповедь — светильник, и Тора — свет…» (Мишлей 6, 23), «Да будет свет — это деяния праведников». При свете вещи предстают такими, как они есть.
Но существует и мир воображения, пустоты и тщеты, вводящий нас в заблуждение. «Тьма — это дела грешников». В потёмках тени предстают реальностью. И человеку дана возможность сделать эти тени центром своего существования. «Оживить» их своим сердцем и разумом, сделать их реальными и прямо-таки «божественными». Почитать их, служить им и формировать вокруг них целую культуру со своими правилами и законами. Целый мир, изготовленный из пустоты и «суеты сует».
В качестве «наглядного пособия» возьмём такое явление как «спорт». То, что начиналось как забота о здоровье и укреплении организма или как развлечение, превратилось в целый мир со своими законами и судьями, иерархией и болельщиками. Спорт является смыслом жизни для миллионов, поглощает миллиардные бюджеты, кормит игроков и тренеров, судей и комментаторов, обозревателей, и журналистов, и СМИ. И истребляет часы жизни — которые дороже золота — огромного количества людей, прикованных страстью к экрану. Зачем, почему, что вы выиграете от того, что мяч окажется в воротах или в корзине?.. В чём счастье, если команда вышла в полуфинал, и в чём горе, если удар был неудачным и мяч отклонился?.. Что произошло, что случилось? Это же игра, в конце концов!
Но таков процесс: элилим («божки», «идолы») от слова аль — «ничто». Но если ты пойдёшь за ними, то, «в конце концов, сделаешь их “богами”», сделаешь их реально существующими. Сами по себе они остаются ничем, но человек дал им место в своём сердце, возвысил их, сделал центром своей жизни.
Спорт — это только пример. Другой пример — мода. Одежда является средством; не дай Б-г, чтобы она превратилась в цель, стала стержнем, вокруг которого крутится всё. И начнут поклоняться фирменным товарам, платить бешеные деньги, будут менять одежду, подчиняясь мгновенному капризу. Почему и зачем? Можно привести и другие примеры: кто-то делает своим идолом работу, кому-то его хобби заменяет весь мир. Давайте посмотрим на свой мир, на настоящий свет, на источник реальности — на мир Торы и заповедей. Ведь это реальный мир, в котором можно получить реальную прибыль (Мааян а-Шавуа).
Всё благо, которое посылает нам Всевышний, — по милости своей Он посылает
«…человек будет жив ими…» (Ваикра 18, 5).
Рабейну Йосеф Хаим рассказал историю про одного талмид-хахама, которого благословил Б-г всем — и Торой, и величием. Он был счастлив и богат, здоров и счастлив в детях. У него было всё. И талмид-хахам считал, что всё это ему полагается по праву и справедливости — ведь он соблюдает Тору и заповеди, прилежно учится и творит добро.
Однажды летним днём вышел он прогуляться в поле. Заблудился и оказался в пустыне. И не знал, идёт он к городу или от города. Вскоре его начала мучить жажда. Солнце напекло голову, он упал и был близок к потере сознания. Вдруг увидел он человека с кувшином воды. Стал умолять дать ему напиться, но тот отказал. Пообещал ему за воду огромные деньги, но владелец кувшина сказал: «Не отдам воду за деньги, а только если ты отдашь мне всю Тору, которую выучил, и все заповеди, которые совершил до сегодняшнего дня». Талмид-хахам плакал, умолял сжалиться и смилостивиться — ведь трудно отдать всё. И владелец кувшина согласился отдать кувшин за половину Торы и заповедей. Достал перо и бумагу и написал купчую. Попил талмид-хахам, и возвратилась его душа, а продавец кувшина пошёл своей дорогой.
От жары, усталости и огорчения талмид-хахам ослаб настолько, что не мог пошевелиться. Проходил мимо человек и спросил: «Что с тобой?».
Ответил талмид-хахам: «Я ослаб и не могу шевельнуться».
Человек сказал: «У меня есть чудо-лекарство, которое вернёт тебе силы. Но я не продам его за золото и серебро, а только за Тору и заповеди».
Ответил талмид-хахам: «Я только что продал половину своих заслуг, как могу продать остальное и остаться ни с чем?».
Но тот стоял на своём: «Я сказал, и от слов своих не отступлю. Отдам лекарство только в обмен на те заслуги, которые у тебя ещё остались».
Понял талмид-хахам, что если не примет условие, то здесь и погибнет. Согласился он. Достал человек перо и бумагу, написал по всем правилам купчую и передал талмид-хахаму лекарство. Тот принял его, и силы к нему вернулись. Он встал и пошёл, и через полчаса достиг окраин города. Добрался до дому, рухнул на постель и закричал криком великим и горестным.
Прибежала на крик жена: «Что с тобою, муж мой?».
Ответил он: «Как же мне не кричать, когда за час потерял я все заповеди и все добрые дела, которые совершил за всю жизнь!». Так он плакал, пока не заснул. Во сне явился ему человек, который продал лекарство. Талмид-хахам бросился к его ногам, умоляя простить долг и вернуть хотя бы половину заслуг.
Ответил ему продавец лекарства: «Не бойся! Я — пророк Элиягу. Это я продал тебе кувшин и лекарство. Меня послали с Небес, чтобы разъяснить тебе твою ошибку».
«Ты считал, что за заповеди, которые ты выполнял, за совершённые тобою добрые дела, за Тору и молитвы тебе по праву полагается всё благо, посланное с Небес. Но это страшная ошибка: ведь за все твои заслуги тебе полагается только жизнь. Но всё остальное: здоровье и благоденствие, доход и богатство — это дар Небес, и ты должен благодарить за это Всевышнего от всего сердца».
«Чтобы ты уяснил свою ошибку, я показал тебе: в течение одного часа нужды, жажды и слабости ты лишаешься всех заслуг. И знай теперь: всё благо, которое Всевышний тебе посылает, — это милость и милостыня».
Затем пророк Элиягу порвал обе купчие. Проснулся талмид-хахам, усвоив урок, с благодарностью за всё, что послали ему Небеса.
Об этом говорит стих из нашего раздела: «Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые, человек жив будет ими…». Награда за все уставы и законы, которые человек соблюдает, — жизнь, а все остальные блага — подарок (Авотэйну сипру лану).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его