Темы: Оцарот
«Не ходи сплетником в твоем народе… не стой на крови ближнего твоего» (19:16). Рав Галинский спрашивал: какое отношение имеет сплетник и тот, кто ничего не делает для спасения другого еврея, находящегося в опасности (именно в этом смысл выражения «стоять на крови ближнего»)? Раби Йерухам из города Мир говорил, что когда он видит компанию, которая обсуждает кого-то и «перемывает ему косточки», ему кажется, что он как будто бы видит компанию людоедов, которые расчленяют еще теплое тело и откусывают плоть, и кровь течет по подбородку… Но одно не похоже на другое: людоеды вонзают зубы в мертвое тело, а сплетники кусают живого человека и проливают его кровь.
А мне кажется, что есть еще одна связь между двумя частями вышеприведенного стиха. Разве еврей будет злословить и порочить товарища просто так? Вероятно, тот обидел его и причинил ему зло, или не сделал что-то доброе, возбудил ненависть, возможно оправданную, а обиженный теперь в ответ очерняет его. Мы должны знать, что это неверный путь! Каждый человек должен знать, что он обязан делать по отношению к Творцу и по отношению к другим людям, но что обязан делать другой для меня — это не мое дело.
Да, он был обязан выполнить по отношению к тебе заповедь «не стой на крови ближнего твоего», но это его дело. Даже если он этого не сделал — все равно «не ходи сплетником в народе твоем», не злословь в его адрес.
Сегодня каждый знает прежде всего, что именно другой человек обязан делать для него, и поэтому у него полно претензий — почему тот не выполняет свои обязанности. При этом о собственных обязанностях человеку свойственно забывать.
Вот какой случай мне припоминается. В вечера субботы мы делали кидуш в общежитии йешивы, и ели там же субботнюю трапезу, которой было недостаточно, чтобы утолить голод. После этого мы поднимались в дом главы ешивы, раби Авраама Япьяна, зятя «дедушки из Новардока», который столь одухотворенно и возвышенно рассказывал о недельной главе Торы, что мы забывали про голод. Беседа заканчивалась в позднее время, и тогда голод возвращался.
Дом главы ешивы был открыт для всех. Ученики спали в прихожей и в коридоре, кухня была как будто общественной. Я нашел там хлеб, остатки субботней трапезы и баночку меда. Что еще нужно? Мы сели, поели и насытились.
Через некоторое время мне стало известно, что рабанит (жена раввина) искала баночку с медом. Она отложила ее на Песах, и вот — баночка пропала. Мне было очень неудобно. Я нашел подходящий момент и попросил у нее прощения.
Рабанит ответила мне: «Это я должна просить прощения!» Я удивился.
Она объяснила: «Меня называют “матерью ешивы”, и я должна заботиться о том, чтобы в ешиве ученики не были голодными, какое право я имею оставлять мед на Песах, если ученики ищут еду?!»
Как это замечательно! В мире принято, что в такой ситуации ученики должны были сердиться из-за того, что их оставили голодными, а рабанит должна была сердиться из-за меда, который был предназначен для Песаха. Но каждый знал, что он должен делать. Мы должны были попросить прощения, а она взяла вину на себя.
Если мы научимся смотреть на вещи таким образом, то никто не будет гневаться на других людей. Критику мы будем обращать только на себя.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Авраам Коен
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Авраам Коэн
Именно здесь, в Иорданской долине, напротив города Йерихо, еврейский народ под руководством Йеошуа Бин-Нуна вошел в землю Израиля после сорокалетнего блуждания по пустыне.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.