Темы: Оцарот
«И будет жить ими (законами Торы)» (18:5). По поведению маленького ребенка можно иногда судить, насколько он «живет» Торой. Нижеследующий рассказ повествует о том, что происходит в сердце ребенка, и можно предположить, что когда герой нашего рассказа вырастет, он станет великим знатоком Торы.
В Талмуд Торе (еврейской школе) случилось так, что учитель не пришел вовремя на урок. Как обычно происходит в таких случаях, дети начали беситься. Залезали на столы, карабкались по стенам, и делали все, что им вздумается.
В одном здании с Талмуд Торой находился также колель (ешива для женатых мужчин). И вот, посреди учебного дня, открывается дверь и в дверном проеме показывается один из учеников класса. Он обращается к присутствующим с просьбой: «Я хочу изучать Тору, а наш учитель не пришел. Может быть, кто-то из вас может его заменить?» Просьба была необычна, и один из взрослых учащихся ешивы, действительно, встал и пошел преподавать детям.
Только один мальчик из всех детей пошел просить взрослых придти и преподавать. Это говорит о том, что его душа действительно стремится к Торе, и он в будущем достигнет в ней больших высот.
Но из этой истории можно выучить еще одно. Как известно, Всевышний дал Пинхасу Свой «завет мира», который не был дан даже Моше. Возникает вопрос: чем Пинхас был сильнее Моше, ведь Моше жертвовал собой ради еврейского народа.
Магид из Дубно объяснил это с помощью притчи. Один человек был в долгах, как в шелках. Его друг пошел и уговорил заимодавцев отложить выплату долга на более поздний срок. У должника был еще один друг, и тот решил действовать по-другому. Он собрал всех заимодавцев и сказал им: «Поскольку у должника нет денег, чтобы вернуть долги, для вас нет никакого смысла докучать ему и давить на него. Я готов заплатить каждому четвертую часть долга, чтобы вы оставили должника в покое. Так вы получите хоть что-то».
Кому из друзей должник больше будет обязан? Понятно, что второму, ведь первый только отложил время расплаты, а второй полностью отвел от него заимодавцев.
Так было и с Пинхасом. Моше только отложил на время гнев Всевышнего на евреев, а Пинхас, самопожертвованно уничтожив злодеев, полностью отвел от Израиля гнев Творца. Поэтому ему и был дан «завет мира».
Так и тот мальчик, который пришел в ешиву и попросил чтобы в его класс прислали преподавателя, одним махом устранил грех опоздавшего учителя и грех учеников, которые впустую тратили учебное время. Поэтому его заслуга — весьма велика.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ