Темы: Бехукотай, Оцарот, Маасер, Чтение для детей
«И сходиться будет у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда сходиться будет с посевом, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить спокойно на земле вашей. И водворю мир в стране…» (Ваикра 26:5, 6).
Возникает естественный вопрос: если мы будем спокойно жить на земле нашей, т.е. враги нас беспокоить не будут, значит, жизнь и так мирная. Зачем же Святому, благословен Он, понадобится «водворять мир»?
Рамбан[i] объясняет это так (очень актуально для сегодняшнего дня): одно благословение здесь говорит о мире на наших границах, отсутствии внешней опасности. А другое — о том, что мы будем жить в мире друг с другом, не воевать между собой…
В книге «Шевет Йеуда»[ii] рассказывается, как злодей Титус, осаждая Иерусалим, размещал орудия, чтобы пробить городскую стену. А в самом городе (не приведи Б-г!) бушевала гражданская война… И сказал Титус:
— Зря волокли мы сюда орудия эти, вы ведь сами — орудия друг против друга.
Одна женщина, уцелевшая в Освенциме, лагере смерти, рассказывала:
Когда было уже слышно, как приближаются русские танки, один из нацистов-надсмотрщиков заявил:
— Мы еще не закончили работу по вашему уничтожению. Но я полагаюсь на то, что вы сами завершите ее своими внутренними раздорами.
Не дадим же его словам исполниться…
Дело было примерно через две недели после Симхат-Торы, когда бедствие обрушилось на кибуцы, прилегающие к Газе, и на города юга Израиля.
Аврех[iii] из колеля Поневеж в Бней-Браке рассказал:
После страшной бойни, в разгар войны на юге сердца евреев открылись и многие богатые евреи со всего мира жертвовали деньги ради победы.
Казалось бы, их сердца должны открыться и для поддержания изучающих Тору, но дурное начало не дремлет. Оно также воюет, добиваясь, чтобы на изучение Торы было выделено минимум средств. А ведь Святой, благословен Он, спасает Свой народ в награду за изучение Торы и выполнение заповедей…
Этому авреху позвонила одна богатая женщина из Америки и сказала, что хочет сделать пожертвование. Она спросила его, кому перевести деньги. При этом она ни в коем случае не хотела жертвовать на ешивы или колели. Тогда он предложил ей перевести деньги на волонтерские службы помощи и спасения.
Она согласилась, сказав, что отправит им 50 тысяч долларов. Аврех добавил:
— Я знаю здесь учащихся, которые неустанно трудятся над Торой, самоотверженно учатся днем и ночью, умножают и углубляют учебу в субботу. Благодаря этому наши солдаты успешно воюют и видят большие чудеса в бою…
Женщина ответила:
— Дам этим ученикам триста долларов.
Наш аврех понял, что дальше говорить не о чем, поблагодарил женщину и повесил трубку.
На следующий день, в 14:30 по израильскому времени, она снова позвонила и сказала:
— Я думала об этом ночью и решила, что трехсот долларов маловато. Увеличу пожертвование для изучающих Тору до 3600 долларов, чтобы у них было, что поесть в субботу.
У этой женщины есть сын. Он живет в поселении в Шомроне и служит в подразделении кинологов. Они заходили в каждый дом в районе, прилегающем к Газе, с собаками. Их задача была — найти тела погибших. Так они обходили дома, и, если обнаруживали убитых, туда вызывали волонтерские службы спасения, чтобы забрать их для погребения.
Этот парень изучал Мишну в холь а-моэд («праздничные будни») Суккота, продолжил углубленно изучать ее и после Симхат-Торы.
Он должен был войти в дом в кибуце Кфар-Аза, но за мгновение до этого у него в памяти всплыла одна мишна. Затем он «автоматически» постарался вспомнить, о чем говорит следующая мишна, и из-за этого на несколько мгновений задержался снаружи, отпустив поводок. А собака забежала в дом…
Дом, как оказалось, был заминирован, и когда собака забежала внутрь, раздался взрыв. Собака погибла на месте, а парень, слава Б-гу, остался жив.
Он позвонил матери:
— Мама, ты не поверишь, что случилось. Это чудо, что ты сейчас говоришь со мной.
Она забеспокоилась:
— Что такое?!
— Сегодня я почти уже вошел в дом в Кфар-Азе, но на секунду задержался, потому что подумал о мишне, которую недавно учил. Смотри, какова сила Торы: я подумал о мишне, задержался на мгновение и не вошел в дом. А он оказался заминирован, был взрыв. Я ведь должен был зайти с собакой. Но остался жив…
— В котором часу это случилось? — спросила мать.
Сын ответил:
— Ровно в 14:30.
Мать была очень взволнована:
— Знай, сынок, что как раз в это время я увеличила пожертвование изучающим Тору до 3600 долларов…
Мать парня снова позвонила авреху из Поневежа, рассказала ему эту историю и добавила:
— Теперь я, можно сказать, своими глазами увидела, какие чудеса творит изучение Торы и в чем его сила: оно защищает и спасает. И теперь хочу пожертвовать учащимся 50 000 долларов.
Держаться за Тору — лучший страховой полис в мире. Изучение Торы приводит благословение и истинное счастье из рук самого Творца мира.
Чем больше будем поддерживать изучение Торы и тех, кто ее изучает, тем большее благословение получим с Небес. И удостоимся увидеть чудеса. Ведь Тора защищает и спасает! (Меа у-Шнаим Сипурим)
[i] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист
[ii] Автор — раби Шломо ибн-Вирга (Испания, Португалия, Италия, Турция), живший во времена изгнания евреев из Испании (указ о котором был подписан в 5252 / 1492). Книга рассказывает о трагических событиях изгнания и о других событиях еврейской истории, в которых проявилась стойкость евреев в несчастье. Книга была закончена сыновьями раби Шломо.
[iii] Сегодня так называют женатого человека, который полностью посвящает себя изучению Торы. Аврехи, как правило, учатся в специальном учебном заведении для женатых мужчин — колеле. Слово «аврех» — из Пятикнижия: так возглашали перед колесницей Йосефа, оказывая ему почет, когда фараон сделал его вторым человеком в царстве (см. Берешит 41:43).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский