«…сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Шмот 3:5). На первый взгляд кажется странным: зачем Всевышнему говорить Моше, что место, на котором тот стоит, — святая земля? Ведь ясно: раз Всевышний велит ему снять обувь, т. к. это святая земля, то речь идет именно о том месте, где Моше находится в данный момент.
Ответ нам поможет понять следующая история.
У Ребе из Коцка[i] был обычай: на исходе Йом-Кипура он объявлял, что знает, каким было пожелание каждого, кто молился в его бейт-мидраше («доме учения»), и была ли принята эта просьба на Небесах. Хасиды никогда не осмеливались спрашивать Ребе об этом. Но однажды в их общине оказался миснагид — противник хасидизма. Услышав слова праведника, он подошел к нему и заявил:
— Ребе говорит, что знает, о чем просил каждый молящийся. Так скажите же мне, о чем просил я!
Ребе ответил:
— Скажу тебе, о чем просил ты. Ты сказал пред Всевышним: «Владыка мира! Ты знаешь, что у меня есть магазин и — благодаря этому — пропитание. Но вот беда: работа в магазине отнимает много времени и не позволяет заниматься делами духовными так, как мне бы хотелось. Например, уже не раз бывало, что посреди работы я встаю, чтобы прочесть Минху (послеполуденную молитву), и в тот самый момент приходит какая-нибудь хозяйка купить сахар, и от этого я сбиваюсь в молитве. Она, конечно, готова подождать, но я уже не сосредоточен. Или бывает, что как только я присаживаюсь учить ежедневный лист Гмары, появляются несколько покупателей и у меня уже не остается времени завершить учебу. Поэтому, Владыка мира, у меня просьба: в последнее время я зарабатываю двадцать рублей в месяц, но я готов довольствоваться шестнадцатью, лишь бы получать эти деньги, не отвлекаясь и ничего не упуская из своего служения!»
Вот что сказал праведник. Еврей, задавший вопрос, был потрясен. Ведь именно об этом он молился.
— И что же было решено Наверху? Моя молитва была принята? — спросил он, опомнившись от изумления, а праведник ответил:
— Владыка мира говорит тебе следующее: «Напротив, делай всё так, как ты делал до сих пор. Так гораздо лучше! Даже если получается, что ты изучаешь меньше и молишься без должного сосредоточения, Я хочу видеть именно такое служение: чтобы ты старался, справлялся с трудностями, преодолевал препятствия и побеждал!»
Говоря с Моше, Всевышний хотел сообщить ему: где бы тот ни стоял, на каком бы уровне ни находился, это место всегда и будет «святой землей». От человека не требуют быть кем-то другим. От него ждут лишь одного: чтобы он делал максимум того, что может, в своем нынешнем положении. Именно оттуда, где он находится в данный момент, он способен «стартовать» к вершине. Более того, иногда именно с «низкого старта» человек достигает высочайших вершин и выполняет свое предназначение в совершенстве. (Лэламедха)
[i] Раби Менахем-Мендл бар-Арье-Лейбуш Моргенштерн из Коцка, также Коцкер Ребе; Сараф («Огненный ангел») из Коцка (5547-5619 /1787-1859, Польша) — выдающийся хасидский наставник и талмудист, чьё учение оказало значительное влияние на облик хасидизма. Оставил огромное духовное наследие, хотя сам уничтожил свои рукописи. Его знаменитые афоризмы обладали буквально «взрывной» силой, поражали учеников парадоксальным видением реальности.
1 января, отвечает Ципора Харитан
30 декабря 2024 года, отвечает Хана Лернер
29 декабря 2024 года, отвечает Ципора Харитан
В данном материале мы попытаемся осветить, что символизирует собой золотая Менора и в чем смысл зажигания Меноры в Храме.
Читать дальше
Браха Губерман
Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.
Даниель Кляйн
Менора древнейший символ еврейского народа. В ней ежедневно служители в храме зажигали свечу, и, в канун субботы, в Меноре горели все семь свечей. Так огнем Меноры обозначался жизненно важный цикл, без которого был бы не мыслим сегодняшний мир — недельный цикл.
Рав Нохум Офман
Думаю, что светильник — менора должен быть выше человеческого роста... Я прав?
Рав Натан Агрес
Известны ли коды, связанные с Ханукой?
Рав Реувен Куклин
Как достичь мира в доме?
Рав Меир Мучник
К чему — видеть во сне оливковое масло?
Рав Овадья Климовский
Что делать со своими дурными свойствами?
Рав Яков Шуб
Есть какие-то правила насчет ношения звезды Давида? Иудеи носят магендовид — как христиане крестик? Какой формы был щит царя Давида? Что на нем было изображено? Почему лучей именно шесть? Что еврею надо делать кроме ношения магендовида?
Рав Натан Агрес
Для чего существует этот мир?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Бемидбар»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Беhаалотха»