«…и да благословит вас, как Он говорил вам» (Дварим 1:11).
Почему мы должны молиться? Ведь Всевышний знает все помыслы человека, и Ему известно обо всем, чего нам не хватает.
На это вопрос отвечает праведник раби Нахман из Бреслава[1] (Ликутэй Моаран 34:1): речь — это «инструмент», с помощью которого мы получаем благо. Намек на это содержится в нашей недельной главе: «…и да благословит вас, как Он говорил вам».
Поэтому человеку важно научиться изливать душу в молитве обо всём, чего ему не хватает, — о большом или малом, духовном или материальном. В особенности же важно говорить с Творцом своими словами, поскольку сердце больше следует за молитвой, которая произносится с великой целеустремленностью и желанием (кавана). Такая молитва «оставит отпечаток» на Небесах и будет принята благосклонно.
Сказал царь Давид: «Но уподобил я душу мою ребенку, отнятому от груди матери его, и усмирил (ее); как дитя, отнятое от груди, душа моя» (Тэилим 131:2).
В чем смысл этих слов?
Когда семилетний ребенок плачет посреди ночи, мать упрекает его: ведь он уже большой. Но когда плачет младенец, она тотчас подходит к нему, берет на руки, проверяет, что ему нужно, ласково успокаивает. Царь Давид в молитве к Б-гу ощущает себя малым ребенком, неспособным обойтись без матери. Поэтому он изливает душу, говорит обо всех своих нуждах и желаниях Тому, по слову Которого возник мир, просит Его о помощи.
Авудрахам[2] пишет, что слово «молитва» (тфила — תפילה) составлено из первых букв слов «чудесное лекарство для верующего еврея» (труфат пеле ла-йеуди а-маамин —תרופת פלא ליהודי המאמין). Ведь если человек не понимает значения молитвы, он не сможет молиться по-настоящему. А вся наша сила — в наших устах (Ялкут Шимони[3] к Бешалах).
Однажды бедная и одинокая женщина пришла кадмору — раби Меиру из Перемышлян[4]. Она просила помолиться за нее — за улучшение судьбы. Она устала от своей трудной жизни.
Раби Меир сказал ей:
— Согласен помолиться за тебя, но это будет стоить столько-то злотых.
Женщина ответила с горечью:
— Раби! Я бедна, у меня слепого[5] гроша нет в кармане. Как смогу заплатить вам?
— Такова цена, и я не снижу ее ни на грош, — ответил адмор.
Женщина заплакала, но раби Меир сказал, что просто нет ни малейшей возможности снизить цену.
Тогда она воскликнула:
— Если раби не готов молиться за меня, я буду сама за себя молиться — бесплатно. Буду умолять Владыку, и Он наверняка примет мою молитву и улучшит мое положение.
— Вот этого я и ждал! — обрадовался раби Меир. — Молись за себя, ибо Творец слышит молитву из каждых уст! Теперь, когда ты осознала, что можешь воздействовать на свою жизнь, твоя молитва, безусловно, будет услышана.
Гаон раби Аарон Котлер[6] пишет, что Рамбан[7] не считал молитву одной из шестисот тринадцати заповедей. Ведь нет смысла приказывать новорожденному младенцу плакать, когда он голоден или нуждается в чем-то, «звать маму». Так и для взрослого человека звать на помощь Отца Небесного — естественно. Это должно быть очевидно, и нет необходимости предписывать, чтобы человек просил о помощи в трудную минуту.
Каждая молитва принимается на Небесах и помогает. И если она не «срабатывает» в конкретной ситуации, то хранится в Небесной сокровищнице до нужного момента. Если человек молился о больном и не получил ответа, его молитва непременно поможет другому больному в другое время.
Авраам молился о помиловании жителей Сдома, но их конец известен. Если бы мы жили в те времена, то, вероятно, решили бы, что молитва праотца была напрасной. Из десятков тысяч жителей спаслись только Лот и две его дочери, а затем и они совершили тяжкий грех.
Но мы живем сегодня, поэтому знаем продолжение истории: молитва Авраама была услышана на Небесах, да еще как! Дочь Лота стала родоначальницей народа Моава, народа Рут-моавитянки, прабабушки царя Давида. Сын царя Давида — царь Шломо, и Машиах произойдет из этого рода.
Иногда мы молимся и молитва, как нам кажется, остается без ответа. Но чтобы действительно знать, какое влияние она оказала, нужно «подождать сотни лет». Ведь и после молитвы Авраама прошли сотни лет — до рождения царя Давида.
Конечно, мы должны заботиться о том, чтобы ничто не мешало молитве «дойти», быть принятой… Вот как об этом сказано в книге «Эмуна Шлема»[8]:
Начинающий адвокат открыл роскошный офис, чтобы впечатлять клиентов. Он купил кожаные кресла в приемную, книжный шкаф из ценных пород дерева, красиво оформил потолок и заказал многоканальный телефон.
Прошло два дня, но посетителей не было. На третий день кто-то постучал в дверь. Адвокат решил, что настало время произвести неизгладимое впечатление на первого клиента. Он поднял трубку и сделал вид, будто консультирует нескольких человек. «Освободившись», наконец, для беседы, адвокат произнес:
— Приветствую Вас! Чем могу помочь?
— Здравствуйте, — ответил посетитель. — Я техник из телефонной компании, пришел проверить телефонную линию.
Еврей может молиться три раза в день, раскачиваясь и даже простирая руки к небу. Но при этом может оказаться, что, по сути, у него нет «телефонной линии» для связи с Всевышним. Он «отключен» от Творца мира.
Если человек не следит за чистотой своей речи, злословит и сплетничает, лжет и обманывает людей, а затем читает псалмы и молится, его молитвы не будут услышаны. Чтобы молитва была принята благосклонно, нужно следить за речью. Тогда Творец будет к нам милосерден. (Ма Ахавти Торатэха)
[1] Раби Нахман из Бреслава (Браслава; 5532-5571 / 1772-1810, Украина) — раби Нахман бар-Симха, выдающийся праведник, основатель течения Бреслав в хасидизме.
[2] Раби Давид Авудрахам (Севилья, 14 в.) — автор знаменитого комментария к молитвам и благословениям «Хибур Перуш а-брахот вэ-а-Тфилот» («Сэфер Авудрахам»).
[3] Ялкут Шимони — сборник агадот (сказаний), составленный в 13 веке в Германии, ссылается на несохранившиеся источники.
[4] Раби Меир из Перемышлян (5540-5610 / 1780-1850, Украина) — выдающийся хасидский наставник и чудотворец.
[5] Стершегося.
[6] Раби Аарон Котлер (5678-5742 / 1918-1982, Белоруссия — США) — руководитель ешивы в Лейквуде, один из духовных лидеров евреев США.
[7] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.
[8] «Эмуна Шлема» — серия книг с интересными комментариями и рассказами из жизни, подобранными равом Цви Некером по порядку недельных глав Торы. Книги рекомендованы равом гаоном Ицхаком Зильберштейном и другими авторитетными раввинами.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский