«Вот, даю Я ему Мой завет мира; И будет он ему и потомству его после него заветом священства вечного, за то, что он вступился за Б-га своего и искупил сынов Исраэля» (Бемидбар 25:12).
Действие Пинхаса описано в предыдущем недельном разделе — «Балак», а его награда — в начале нынешнего раздела, «Пинхас». Почему? Ответ на этот вопрос нам поможет понять следующая история.
Гаон раби Авраам-Давид из Бучача[i] имел обыкновение оставаться в бейт-мидраше (доме учения) после молитвы и заниматься Торой до полудня. Лишь после этого он шел домой, завтракал, а затем приступал к своим обязанностям раввина города и судьи раввинского суда.
Однажды он не пришел домой после полудня. Сначала семья думала, что какое-то обстоятельство задержало его и он отправился из бейт-мидраша прямо в суд, не заходя домой. Но вскоре в дом стали приходить люди, которые говорили, что помещение суда закрыто, а раввина нигде не видно.
Родные встревожились. Раби Авраам-Давид был известен как человек очень пунктуальный. Как объяснить его исчезновение? Послали людей, которые искали его по всему городу — но возвратились ни с чем.
Поиски продолжались до полуденной молитвы — Минхи. Когда габай отпер синагогу для молитвы, он обнаружил там раввина, сидящего на своем месте с книгой в руках.
— Обычно я оставляю ключ в замке, — объяснил рав Авраам-Давид. — Когда заканчиваю учебу, запираю дверь и ухожу. Но сегодня обнаружил, что ключа нет на месте. Кто-то вытащил его и запер меня здесь. Пришлось остаться в синагоге до Минхи, хотя меня ждали в суде.
После вечерней молитвы в синагоге собрались все главы общины — посоветоваться, как установить, кто запер раввина. Вдруг один из собравшихся заявил, что знает, кто это сделал. Это был некий еврей, отошедший от Торы: он решил поиздеваться над равом столь низким способом.
Руководители общины решили единогласно: отлучить нарушителя от общины, протрубив в шофар в присутствии всех молящихся, чтобы все услышали и узнали об этом. Когда решение было принято, его передали раву Аврааму-Давиду на утверждение. Сначала раввин не хотел утверждать его и даже заявил, что прощает обидчика. Но главы общины возразили:
— За себя вы можете простить его, но кто простит унижение Торы?
В итоге раввин согласился. На следующий день с утра все члены общины собрались в бейт-мидраше. Зажгли черные восковые свечи. Раввин и десять судей закутались в талиты, атмосфера была гнетущей… Свитки Торы передали в руки судей, и рав Авраам-Давид поднялся с шофаром в руке. Все ожидали услышать формулу отлучения, но вместо этого услышали, как рав говорит… себе:
— Авраам-Давид… разве ты заботишься только о славе Небес и о славе Торы? Разве не движет тобой уязвленное самолюбие и желание поквитаться с человеком, который оставил тебя без завтрака?
В бейт-мидраше воцарилась тишина. Через мгновение раввин сказал:
— Верните свитки Торы на место, погасите свечи и расходитесь по домам.
Так и закончилась история с несостоявшимся отлучением. Позже раввин объяснял:
— Сначала я согласился с вашим решением. Был уверен, что речь идет о защите славы Торы. Но через некоторое время я смог лучше и спокойнее рассмотреть этот вопрос. И в последний момент, когда мы уже достали свитки Торы, пришел к выводу: мои намерения в данном случае недостаточно чисты. А при таких обстоятельствах нельзя производить отлучение нарушителя от общины.
Итак, мы видим: когда человека охватывает гнев ревнителя и он хочет вступиться за то, что свято, трудно сразу определить, чисты его побуждения — или здесь присутствует какой-то личный интерес. Только основательно всё взвесив и дав себе время на раздумье, ревнитель может решить, чисты его помысли или нет.
Это и есть ответ на наш вопрос: Пинхас совершил правильное действие ради славы Имени Всевышнего. Но Тора не спешит с наградой. Это показывает нам: для проверки своих мотивов ревнителю требуется время и большая выдержка. Поэтому сам его поступок описан в одной главе, а награда за него — в другой, следующей. (Лэламедха)
[i] Раби Авраам-Давид бен-Ашер Вагерман из Бучача (Бучачер Ров, автор «Эшель Авраам» — Бучач, праведник из Бучача, 5531-5601 / 1771-1840, Галиция) — хасидский раввин и законоучитель. Его книга «Эшель Авраам» — комментарий к Шулхан Аруху, раздел Орах Хаим.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский