«Человек, у которого появится на коже тела его опухоль, или лишай, или пятно, и станет это на коже тела его как бы язвою проказы, должен быть приведен к Аарону, священнику…» (Ваикра 13:1).
В нашей главе перечисляются различные виды кожных заболеваний, их признаки и связанные с ними законы. Среди них упоминаются нарывы и ожоги. Раши[1] комментирует: «Признаки нарывов и ожогов одинаковы. Зачем же Писание разделяет их? — Чтобы сказать, что (при вынесении решения о ритуальной нечистоте) их не объединяют. Если (на коже) соседствуют нарыв размером в ползерна и ожог размером в ползерна, они не будут считаться единым пятном размером в зерно (т. е. диаметром 19 мм.)». «Пятна» двух видов не объединяются, и человек остается ритуально чистым, т.к. размеры каждого из пятен меньше того, при котором устанавливается нечистота.
Спрашивает гаон раби Моше Файнштейн[2]: почему же на самом деле «половинные» нарывы и ожоги не объединяются? Ведь каждый из них — болезнь, а их признаки одинаковы. И существует правило (Меила 4:3): всё, что имеет общие законы нечистоты и общие размеры, объединяется. А здесь почему нет? Есть ли какой-то урок, который мы можем извлечь из этого закона?
И рав Файнштейн дает удивительный ответ. В главе о проказе содержится послание: ничто в мире не происходит случайно! Неслучайно возникает нарыв, и неслучайно человек обжигается. Заболевание должно побудить человека к самоанализу и раскаянию. Вид заболевания указывает направление, в котором нужно искать. Если это нарыв, стоит проверить, не причинил ли человек кому-то боль злословием. Ожог — намек с Небес на огонь запрещенного вожделения, по принципу «мера за меру».
Чтобы мы глубже осознали, что всё направляется Свыше — и с большой точностью, Галаха (еврейский Закон) сообщает, что нарыв и ожог, несмотря на сходные признаки, не объединяются, каждый из них сигнализирует о проблеме иного рода. Если на коже — половинный размер «пятна» одного вида и половинный размер другого, это показывает, что нарушение двойное и достаточно тяжелое, чтобы вызвать гнев на Небесах, что необходимо раскаяние, но тяжесть нарушения всё-таки не такова, чтобы привести к проказе, порождающей ритуальную нечистоту. «Законы Господа истинны, справедливы (все) вместе!» (Тэилим 19:10).
Рассказывает гаон рав Элияу Дискин(глава йешив Имрэй Моше и Нэтив а-Даат, Бней-Брак, Иерусалим). Одна женщина обратилась к гаону раву Яакову-Исраэлю Каневскому, известному как Стайплер[3], и рассказала, что у нее есть соседка-зануда, которая постоянно ей докучает. Она приходит в самые напряженные часы, например, днем в пятницу, когда подготовка к субботе в разгаре, болтает о всякой чепухе. И непонятно, как от нее избавиться.
Стайплер ответил: «Знай, что каждому человеку Свыше определена мера страданий и мера удовольствий, и невозможно убежать от них обеих!»
Та женщина надумала молиться изо всех сил, чтобы соседка переехала подальше от их дома, и ее молитва была услышана. Но с того дня, как соседка уехала, дети в семье перестали слушаться и начали вытворять всякие глупости. Один сын сломал руку, через некоторое время другой сломал ногу. Возникли и другие проблемы.
Вот тогда женщина пожалела о прошлых проблемах, которые были значительно меньше нынешних. Тот, кто понимает, что от определенной меры страданий всё равно не убежишь, удостаивается благословения. Если бы женщина сжалилась над соседкой и выслушивала ее дружелюбно, ей удалось бы получить свою порцию страданий в форме исполнения заповеди.
И, как Всевышний устанавливает меру страданий, так устанавливает Он и меру удовольствий, которые человек получит в этом мире.
Один еврей в слезах пришел к праведному раби Шломке из Звиля[4] и рассказал, что вот уже долгое время Б-г не посылает ему детей:
— Жена сказала попросить благословения у раби. Она дошла до такого состояния, что добавила: мне незачем возвращаться домой без обещания раби, что у нас родятся дети. Прошу, раби, сжальтесь надо мной и пообещайте нам детей, — плакал посетитель.
Адмор поразмыслил и сказал:
— Ты хочешь получить обещание. Я готов, но лишь при условии, что ты и сам пообещаешь мне несколько вещей.
Посетитель, разумеется, согласился на такую «сделку» сразу, еще до того, как услышал, что именно нужно делать. Тогда раби сказал ему:
— Во-первых, я слышал, что ты любишь поговорить в микве (ритуальном бассейне для омовений) и люди там собираются вокруг тебя. В синагоге ты тоже не из тех, кто соблюдает тишину. Ты один из самых разговорчивых. Если пообещаешь перестать говорить там, кроме самого необходимого, обещаю, что у тебя родится сын.
Посетитель, конечно, принял эти условия. Теперь все, кто видел его в микве и синагоге, не понимали, что случилось. Общительный прежде человек замолчал как рыба. Но — чего не сделаешь, чтобы удостоиться рождения ребенка. Поэтому, несмотря на недоуменные взгляды окружающих, он продолжал молчать.
Через год обещание раби исполнилось: у молчаливого еврея родился сын. Раби из Звиля пригласили быть сандаком, а затем счастливый отец спросил его:
— В чем связь между молчанием и рождением сына?
И раби открыл ему:
— От имени святого раби Пинхаса из Кореца[v] приводят, что Всевышний каждому устанавливает меру наслаждения в этом мире. Когда ты говоришь в микве и синагоге о бесполезных вещах, ты расходуешь удовольствия из того запаса, который Творец выделил тебе, и у тебя не остается заслуг, чтобы радоваться еще и рождению ребенка. А поскольку ты перестал расходовать удовольствия по мелочи, стало возможно дать тебе эту радость (Эсрим вэ-Арба Шева).
[1] Раби Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[2] Раби Моше бар-Давид Файнштейн («Игрот Моше»; 5655-5746 /1895-1986, Белоруссия — США) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
[3] Рав Исраэль бар-Хаим-Перец Каневский (Стайплер, 5659-5745 / 1899-1985) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения. Был родом из украинского городка Горностапле (Горностаевка), отсюда и прозвище «Стайплер» (т.е. «из Стайпля», первая часть названия городка опущена для краткости). Автор знаменитого труда «Кеилот Яаков», отец рава Хаима Каневского зацаль, бывшего духовным лидером нашего поколения.
[4] Раби Шломо бар-Мордехай Гольдман (раби Шломке из Звиля; 5630-5705 /1870-1945) — выдающийся хасидский наставник и бааль мофет (чудотворец).
[5] Раби Пинхас бар-Авраам-Аба Шапиро (раби Пинхас из Кореца; 5488-5550 / 1728-1790) — талмид-хавер (близкий ученик) Бааль Шем Това; выдающийся хасидский наставник.
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его