Темы: Оцарот
«…Если скажет вам Фараон, говоря: “дайте себе[1] доказательное чудо”, то ты скажешь Аарону: “возьми посох свой и брось пред Фараоном”; он сделается змеем» (Шмот 7:9). Возникает вопрос: фараон просит у Моше и Аарона знамение, доказывающее, что они действительно посланы «Б-гом евреев». Такое знамение предназначено для фараона, а не для самих Моше и Аарона. Почему же тогда им было сказано: «дайте себе доказательное чудо»?
Ответ нам поможет понять следующая история.
Это было в один прекрасный день, когда царь Николай отправился на охоту, бывшую его любимым развлечением. В течение нескольких часов он ехал на своем могучем коне по лесу, а двое телохранителей следовали за ним. Заехав достаточно далеко, все трое привязали коней и, чтобы не распугать зверей, продолжили путь пешком.
Но вот беда — сколько они ни искали, дичи не было видно. Царю, естественно, было мало зайцев — он искал добычу, которой мог бы гордиться, — медведей, кабанов, лосей и других крупных животных. Но и спустя два часа ни один зверь достойных размеров не показался в округе.
Вдруг ветки затрещали, а затем раздался звериный вой.
— Ага! Здесь можно поохотиться! — вскричал царь и бросился вперед, телохранители — за ним. Они еще не видели зверя, но было ясно, что тот поблизости. Все трое углубились в чащу, но, судя по треску сучьев, зверь удалялся от них.
Впрочем, император не отчаивался. Словно юноша, он перепрыгивал через поваленные деревья так, что телохранители едва поспевали за ним. Внезапно в темноте засветились два огонька. Стало ясно, что это рысь!
Николай даже успел выстрелить, но промахнулся. Впрочем, выстрела было достаточно, чтобы как следует напугать рысь и обратить ее в бегство. Она моментально исчезла. Трое преследователей разделились, стремясь настичь ее, но напрасно. Через некоторое время оба телохранителя, уставшие от погони, встретились. А где же царь? Его нигде не было, он словно сквозь землю провалился.
Пока царь искал телохранителей, которые тем временем искали его, стемнело. Николай смирился с тем, что эту ночь ему придется провести в лесной чаще. Лишь к полуночи он заметил огонек. Подойдя ближе, он увидел маленькую избушку.
И сразу понял, что здесь живет еврей — по мезузе, прикрепленной к косяку двери. Если бы мог, император не переступил бы порог жидовского жилища… но в нынешних обстоятельствах выбирать не приходилось.
Он стукнул в дверь, и ему сразу открыл пожилой еврей. Он не узнал высокого гостя, но, тем не менее, принял его очень гостеприимно.
Царь, удивленный столь теплым приемом, решил пока что не сообщать, кто он. Он сел за стол, ел и пил то, что ему подали, а затем лег в постель, которую постелил для него старик. И сразу заснул, не успев поблагодарить хозяина.
Лишь утром следующего дня, подкрепившись хлебом, царь открыл свой секрет.
— Неужели ты меня не узнаешь? — спросил он.
Старик простодушно ответил:
— Нет, не узнаю.
— Уверен? Посмотри-ка получше!
Тогда хозяина словно молнией поразило:
— Так ведь ты же могущественный император Николай! Благословен Всевышний, Давший от Своей славы людям! — произнес еврей.
— Я должен заплатить тебе за гостеприимство, — сказал Николай. — Всё, что попросишь у меня, сделаю!
Но еврей ответил:
— Да что я могу попросить? У меня есть всё, что мне нужно. На пропитание хватает, а богатства мне не надо. Детям своим я уже устроил свадьбы. Что еще нужно? Я жду лишь одного — Будущего мира, а его Ваше величество даровать мне не может.
В первый момент царь остался доволен этим простым ответом. Но когда он лучше понял сказанное, в нем возгорелся гнев. Он воскликнул:
— Наглец! Как тебе хватило дерзости так говорить о великом государе? Тебя ждет смерть! Скоро явится моя стража, чтобы арестовать тебя и отвести к месту казни, — постановил царь и вышел из дома еврея, хлопнув дверью.
Старец остался в недоумении. Еще долго он не мог произнести ни слова, но когда осознал, что случилось, то принял приговор Небес: «Видно, мне суждено искупить свои грехи прежде, чем я предстану пред Небесным Судом. Пусть же смерть станет моим искуплением».
На следующее утро на плацу собралось множество народа. Они жаждали увидеть казнь еврея, которого ненавидели всей душой. Палач уже занял свое место. На шее старика уже была веревка, как вдруг…
— Стойте! — раздался крик. Присутствующие повернулись и увидели, что кричит один из царских слуг. — Его Величество Государь приказал привести еврея к нему, — провозгласил слуга. Зрителям пришлось разочарованно разойтись по домам.
Вскоре еврей предстал перед царем, который находился в веселом расположении духа. — Ты видишь? — спросил Николай. — Думал, царь не может привести тебя в будущий мир? Теперь ты видишь, что ошибался: я привел тебя в Будущий мир в тот момент, когда ты продемонстрировал такую веру в Б-га, что был готов умереть ради Него.
Давайте задумаемся: из слов царя видно, что он признавал реальность Вечного мира, уготованного евреям. Но разве он изменил тогда свой собственный путь? Никоим образом. Он был и остался злодеем до конца своих дней. Человек может видеть истину — и всё равно игнорировать ее.
Здесь и ответ на наш вопрос. Фараон сказал Моше и Аарону: «Дайте себе доказательное чудо». Он с самого начала дал понять, что, даже если они продемонстрируют истинность своей миссии, это послужит доказательством лишь им и для них. Сам же он сможет и дальше игнорировать истину, отвергая Б-га (Лэламедха).
[1] Буквально «дайте себе (лахэм)», переводят обычно как «о себе».
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его