«И избрал себе Лот всю равнину Ярдэна, и двинулся Лот с востока. И отделились они друг от друга» (Берешит 13:11).
Мидраш (Берешит Рабба 41:7) толкует этот стих так: «“И двинулся Лот с востока” — отодвинулся от Предвечного, сказав: не нужен мне ни Аврам, ни Б-г его».
Нужно понять: как наши святые мудрецы из этих слов Лота сделали вывод, что он намеревался восстать против Всевышнего? Ведь, на первый взгляд, речь идет просто о том, что он хотел отделиться от Авраама.
Следующая история поможет нам ответить на этот вопрос.
В прославленной Воложинской ешиве учился один парень. Несколько лет он прилагал великие усилия к изучению Торы и достиг настоящих высот. Главы ешивы — раби Хаим из Воложина[1] — высоко ценил его знания и упорство. Но годы шли, и в сердце ученика начало закрадываться беспокойство. Он стал задумываться и спрашивать себя: «Чем я буду зарабатывать на жизнь?»
В итоге парень принял решение покинуть ешиву и заняться торговлей, чтобы обеспечить себе будущее. Однако была проблема: он знал, что его учитель раби Хаим очень ценит его и дорожит им. Юноша не мог признаться ему в своих намерениях.
Однако, поразмыслив, ученик нашел выход из ситуации. Он пришел к раби Хаиму и сказал: «Наставник мой и учитель! Вы знаете, что уже несколько лет я усердно учусь, но теперь пришел к выводу, что необязательно учиться именно здесь, в ешиве… Я решил вернуться домой и уверен: там отец сможет обеспечить меня как следует. Он даже купит мне все книги, какие пожелаю. Тогда я смогу сидеть над Торой и служить Творцу в покое, без всяких забот. Об одном лишь прошу Вас: распишите мне подходящий порядок в учебе, чтобы я смог продвигаться в Торе даже в родительском доме».
Раби Хаим, со своей стороны, сразу же понял намерения ученика. Но в тот момент не показал этого. «Прежде всего, подготовься к поездке, — начал он. — Собери вещи и, когда всё будет готово, зайди ко мне снова получить благословение. Тогда я дам тебе подходящие наставления». Парень вышел от него радостный, в хорошем настроении. Он думал, что самое трудное позади.
Оставшиеся дни он посвятил подготовке к отъезду. Собрал вещи, закрыл все вопросы с товарищами и администрацией ешивы. Когда всё было готово, чтобы отправиться в путь, он пришел попрощаться с учителем.
К его удивлению, раби Хаим, принявший его очень приветливо, начал излагать ему правила успешной торговли, начиная с того, как содержать в порядке лошадь и телегу, и заканчивая тем, как вести дела.
— Не понимаю, — в смятении промолвил ученик. — Я ведь просил учебный план по Талмуду, а не правила торговли!
Раби Хаим ответил:
— Ты знаешь правду, как и я. Если бы ты на самом деле хотел продвигаться в Торе, то самым подходящим местом для тебя была бы святая ешива. Уже сказали наши мудрецы: «Отправляйся туда, где изучают Тору»[2]. Но что? Ты идешь на уловки, чтобы оставить учебу и заняться торговлей. Так вот тебе наставление в соответствии со стремлениями твоего сердца.
Здесь и ответ на наш вопрос.
Наши мудрецы знали: если бы Лот искал Всевышнего и хотел приблизиться к Нему, он ни за что не отделился бы от Авраама. А раз Лот под каким-то предлогом всё-таки сделал это, очевидно: истинной причиной было то, что он сошел с пути Авраама и решил в сердце своем: «Не нужен мне ни Аврам, ни Б-г его» (Лэламедха).
[1] Раби Хаим Воложинер; 5509-5581 /1749-1821, — ближайший ученик Виленского Гаона; основатель Воложинской ешивы, «матери всех литовских ешив».
[2] Раби Нэораи говорил: «Отправляйся туда, где изучают Тору, и не говори, что она сама придет к тебе или что твои товарищи помогут тебе усвоить ее. И на разум свой не полагайся» (Авот 4:14).
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Рав Овадья Климовский
Наши праотцы не весь день сидели за учёбой?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Шломо Гольдман
Хава Куперман
Рав Зеев Гершензон
А как же братская любовь? Отдать последнее, но помочь брату?
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.