Темы: Недельная глава, Ноах, Оцарот
«Сделай отверстие в ковчеге и в локоть сведи его кверху…» (Берешит 6:16). Буквальный смысл — Ноаху было заповедано сделать в ковчеге окно. Мы естественным образом понимаем: это нужно было для того, чтобы в ковчег проникал дневной свет.
Но здесь нужно понять еще кое-что: строительство ковчега и все пребывание в нем были сопряжены с множеством чудес! Ведь при естественном развитии событий не было никаких шансов поместить туда животных и необходимую им пищу и обеспечить их выживание в этих условиях в течение целого года. Так почему же нельзя было совершить еще одно чудо и осветить ковчег изнутри без всяких окон?
Ответ на этот вопрос нам поможет понять следующая история.
В одном местечке недалеко от города Варка жил еврей, у которого был единственный сын, родившийся после многих лет молитв. Но вот беда: однажды у ребенка возникли странные симптомы. Отец привел его к врачу, тот обследовал его… «Сожалею, — сказал он обеспокоенному отцу. — У вашего ребенка тяжелая болезнь, от которой нет лекарства! Я не в силах вам помочь, но вот что посоветую: Вы ведь еврей — так призовите на помощь своего Б-га!»
Отец содрогнулся и, не заезжая домой, отправился в город Варка к святому раби Мендлу[1]. Войдя в святые покои рава, он разразился слезами и воскликнул: «Раби, спасите! Мой единственный сын, о котором я столько молился и пролил столько слез, болеет и нуждается в огромной милости Небес! Пожалуйста, раби, помолитесь за него!»
Раби надолго задумался, а затем поднял глаза и с болью произнес: «Мне жаль, но не могу тебе помочь… Врата Небес заперты предо мной, и я ничего не могу сделать!» Последний проблеск надежды в сердце отца угас… Он вышел из дома раби сломленным, вернулся домой, думая с горечью: «Если уж раби не может помочь мне, то кто сможет?»
Но вскоре по возвращении он услышал, как к дому подъезжает повозка. Она остановилась, затем раздался стук в дверь. Открыв ее, наш еврей был изумлен, увидев святого раби Мендла собственной персоной.
Хозяин пригласил почетного гостя войти, и раби сказал:
— Когда ты пришел ко мне, плача о больном ребенке, я пробовал постучаться во Врата Милосердия, но увидел, что они закрыты и заперты предо мной. Вот почему я ответил то, что ответил. Но когда ты ушел сокрушенным, я подумал: может, я и не могу помочь тебе, неспособен спасти тебя, но одно я точно в силах сделать: могу плакать вместе с тобой! Могу разделить твое страшное страдание!
И продолжил:
— Вот для этого я и пришел. Давай плакать вместе. Может, в заслугу этих слез к тебе придет спасение.
Раби и отец ребенка сели возле кровати больного и в слезах стали молить Всевышнего об исцелении. Их рыдания были услышаны на Небесах — и молитва была принята… Ребенок пошел на поправку.
О нашем учителе Хафец Хаиме[2] рассказывают следующую историю. Дело было во время Первой мировой войны. Супруга раби Исраэля-Меира проснулась среди ночи и обнаружила, что его нет в комнате. Пошла искать и вскоре увидела, что он спит на жесткой скамейке, а вместо подушки подложил под голову руку.
— Что случилось? Почему ты не спишь в постели? — спросила рабанит.
Хафец Хаим ответил:
— Как я могу спать в спокойствии и комфорте, когда так много наших братьев-беженцев скитается по улицам и страдает от голода и холода? А наши юноши лежат в окопах на фронте, и смерть витает над ними?
То же самое рассказывают о раби Хаиме из Бриска[3]. После страшного пожара, случившегося в городе в 1895 году, он не соглашался ложиться в постель, спал в коридоре синагоги: «Не могу спать в постели, когда у стольких евреев нет крыши над головой!»
Это показывает нам, что требуется от человека: даже если он не может помочь ближнему своими действиями, он должен, по крайней мере, чувствовать его страдание и сопереживать ему. Будет ли от этого польза? Необязательно. Поможет ли это на практике? Нет уверенности. И, тем не менее, сопереживание само по себе является великой ценностью!
Поэтому Всевышний повелел Ноаху сделать окно в ковчеге: чтобы тот не отгораживался полностью от происходящего, когда войдет с семьей внутрь, а видел своими глазами, что будет твориться снаружи — как все его современники погибнут в водах Потопа! Даже если он не мог ничем помочь им, пусть хотя бы сопереживает их страданиям, а не закрывает глаза и сердце, спрятавшись за стеной ковчега (Лэламедха).
[1] Раби Мордехай-Менахем-Мендл Калиш (1819-1868/5579-5628), второй адмор (хасидский лидер) Варки.
[2] Раби Исраэль-Меир бар-Арье-Зеев а-Коэн Каган (Хафец Хаим; 5598-5693/1838-1933) — выдающийся законоучитель и праведник, духовный лидер своего поколения
[3] Раби Хаим бар Йосеф-Дов а-Леви Соловейчик — выдающийся еврейский законоучитель, исследователь Торы и преподаватель талмудической литературы (5613-5678/1853-1918).
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его