Темы: Еврейская скромность, Кашрут, Оцарот, Благодарность, Рассказы
«Всякое с раздвоенными копытами, с расщепленными копытами, которое отрыгает жвачку, из скота — его можете есть» (Ваикра 11:3).
Раши объясняет выражение «отрыгивает жвачку» так: «Выводит, изрыгает пищу из желудка и возвращает ее в рот, чтобы вторично пережевать ее и тщательно измельчить».
Наш учитель рав Ицхак Арама в книге «Акедат Ицхак» отмечает: эти два признака чистоты животного помогают составить представление и о чистоте человека, его качеств. Животные с цельным копытом топчут, а звери с когтями — терзают добычу. Раздвоенное же копыто «не допускает» захвата чужого, оно — не «хваткое».
А повторное пережевывание пищи «намекает» на умение довольствоваться малым: такие животные не рвутся за «добавкой», им достаточно того, что они уже съели.
Основываясь на этом, мы можем понять, в чем тайна такого умения — довольствоваться тем, что имеешь. Нужно не просто ощущать сытость, но и «пережевывать вторично». Смысл здесь такой. Обычно человек стремится удовлетворить свои желания, которым неведомо насыщение: у кого есть сто монет, хочет двести, а у кого есть двести — желает четыреста. И не потому, что ему мало приобретенного, а потому, что такова человеческая природа: внимание человека отвлекается от того, что ему уже принадлежит, а все его устремления направлены к тому, что еще не достигнуто.
Всем знакома картина: ребенок рвется к игрушке, получает ее, в конце концов, и вскоре она уже валяется без дела, а ребенок рвется к следующей игрушке…
Если бы человек умел «пережевывать вторично» и думать о том, чего уже достиг, он благодарил бы Творца за то, что имеет. Он говорил бы спасибо за жизнь и здоровье, за еду и одежду, за жилье и заработок, за семью и спокойствие — и тогда не было бы никого счастливее его.
Однажды в синагогу пришел парень и принес угощение.
— Что случилось?
— Это благодарственная трапеза, — отвечает он. — Вчера я шел на работу и, когда переходил дорогу, меня сбила машина, но с Б-жьей помощью я остался цел и невредим!
На следующий день в синагогу приходит другой человек и тоже приносит угощение.
— А с тобой что случилось? — спрашивают его. — Тоже машина сбила?
Тот отвечает:
— Нет. Я двадцать лет перехожу улицу по пути на работу, и еще ни разу меня не сбила машина. Вот за это я и благодарю!
Есть ситуации, когда каждый человек обязан благодарить Всевышнего: за исцеление, за спасение при аварии и т.д. Но если мы никогда не попадали в опасные ситуации, разве не должны мы благодарить еще больше?
Слава Б-гу, мы живы, здоровы и дееспособны, у нас есть пища, чтобы есть, и одежда, чтобы носить (см. Берешит 28:20 и толкования). Спасибо Тебе, Творец мира!
Если уж Всевышний дарит нам что-то из Своих благ, мы должны не только благодарить Его устно, но и демонстрировать своими поступками, что «всё поняли»: сами делаем добро нашим ближним, подобно Ему. Как Он милосерден, так и мы будем проявлять милосердие. И это — то добро и милосердие, которое останется с нами. Они и будут сопровождать нас в будущем мире.
Была пятница. Отец с сыном шли из магазина, неся массу всевозможных покупок. В том числе — пять буханок хлеба. Когда они подошли к стоянке, какой-то человек смущенно спросил, не могут ли они дать ему что-то поесть…
Они без промедления, с улыбкой протянули ему две буханки. Человек поблагодарил их и пошел своей дорогой.
Отец спросил сына:
— Сколько буханок у нас осталось?
— Три, — отозвался сын.
— Подумай еще раз, — посоветовал отец.
Но сын не понимал, что тот имеет в виду.
— Папа, — начал рассуждать он. — Было пять буханок, мы отдали две, значит, осталось три. Это простое арифметическое действие.
Отец улыбнулся и подсказал:
— Правильный ответ: две буханки!
Сын смотрел на него, ничего не понимая.
Отец продолжил:
— Три буханки, которые остались в пакете, мы уже скоро съедим, и от них ничего не останется. Но те две, что отдали бедному, останутся с нами навечно. На весах заслуг на Небесах нам только что взвесили две буханки, и их у нас уже никто не отнимет!
Друзья, всю свою жизнь мы копим и собираем, покупаем и вкладываем, посвящаем дни и ночи тому, чтобы построить себе качественный и приятный мир. Но, в конце концов, все наши труды для этой цели и все приобретения — дома, машины, бизнес — всё это останется здесь! Деньги и имущество останутся здесь, а что же на самом деле останется с нами? Только заповеди, которые мы выполнили, и добрые дела, которые совершили. Они навеки будут записаны как наши заслуги (Маайан а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский