«…ни из какой закваски и ни из какого меда не должны вы воскурять в огнепалимую жертву Господу» (Ваикра 2:11).
Рабейну Бахье пишет: квасное и мед символизируют два свойства или побуждения, которые приводят человека к греху и сокращают его жизнь в этом мире. Первое из них — гордыня. Она уподоблена закваске (хамец), которая заставляет тесто увеличиваться в объеме, «подниматься» больше, чем для него естественно. Вот почему мудрецы назвали дурное начало человека «закваской в тесте» (Брахот 17а).
Квасное запрещено в Песах — это время выхода из Египта, освобождения от египетских «зол», корень которых — в гордыне: «Кто Б-г, чтоб я послушал голоса Его?» (Шмот 5:2), «Мне принадлежит река моя, и я (сам) сотворил себя» (Йехезкель 29:3).
Мед же символизирует следование за вожделением: «Ибо сотовый мед источают уста чужой (жены)…» (Мишлей 5:3).
Тот, кто приносит жертву Всевышнему, то есть приближается к Нему, должен отдалиться в это время от «квасного» и «меда» — и от того, что они символизируют.
Дон Ицхак Абарбанель полагал, что символический смысл этого запрета — отдаление от крайностей. Об этом говорит Рамбам (Ильхот Дэот 1:4): в любых личных качествах следует придерживаться «средней меры».
Закваска действует медленно, нужно ждать, пока тесто «подойдет». А блюда, приготовленные с медом, надо есть быстро, иначе они испортятся. Тора предостерегает нас от обеих крайностей — с одной стороны, от медлительности, «торможения», а, с другой, — от излишней поспешности, неосмотрительности. Например, от привычки быстро реагировать (о чем потом часто жалеют) стоит постепенно отучаться, переходить к реакции сдержанной, успокаивающей, а от черствости переходить к отзывчивости, готовности немедля оказать помощь.
В одном местечке в России был трактир, где каждое утро собиралось много народу. Торговцы приходили завтракать, начинали спорить и обсуждать сделки. Оттуда все вместе шли на рынок. Местный нищий приходил именно тогда, когда трактир был полон, и просил подаяния у торговцев и других постояльцев.
Торговцы завели постоянный обычай, который переняли и их коллеги из соседних местечек. Каждое утро один из них подходил к нищему, доставал из кармана две монеты и предлагал выбрать одну из них. Это всегда были одни и те же монеты: одна побольше, достоинством в пятьдесят копеек, вторая поменьше, достоинством в рубль. Нищий по неведению брал большую монету, и смех постояльцев был слышен даже за стенами трактира.
Однажды утром в трактир зашел торговец, бывший в этих местах впервые. Он не был знаком с нищим и с этой традиционной забавой. Ему стало жаль попрошайку, и он решил просветить его насчет истинной стоимости монет. Когда очередной спектакль закончился, он вышел вслед за беднягой и объяснил, что меньшая монета в два раза дороже большей. И посоветовал впредь выбирать меньшую.
А нищий лукаво посмотрел на этого доброго человека и сказал: «Неужели ты думаешь, что я действительно не знаю стоимости этих монет? Ты хоть раз в жизни видел нищего, который не разбирался бы в своей работе? Я точно знаю, чего стоит каждая монета. Но если я хоть раз возьму рубль, это положит конец развлечению, а на следующий день уже не будет мне ни унижения, ни полтинника».
По мнению всех постояльцев, нищий ежедневно «терял» полтинник. А с его собственной точки зрения он ежедневно приобретал полтинник. Он проявлял осторожность, чтобы не разочаровать публику и «опускал голову», когда требовалось. Благодаря этому ему удавалось каждый день добывать себе пропитание.
На наш сегодняшний язык это можно «перевести» так: «Я предпочитаю потерпеть неудачу в роли соседа, который демонстрирует жильцам, кто в доме главный, но остаться здоровым уравновешенным человеком».
«Я предпочитаю потерпеть неудачу в роли невестки, затыкающей рот свекрови, но преуспеть в роли сдержанной жены, оберегающей покой мужа и семейный мир».
«Я предпочитаю потерпеть неудачу в роли матери, добившейся от ребенка беспрекословного послушания, но преуспеть в роли воспитателя, который знает, когда нужно замолчать и когда лишь тишина поможет ребенку прийти в себя».
Каждый просто решает для себя, что именно ему важно. Стоит ли побеждать во второстепенном, возможно, даже лишнем бою или важнее сосредоточиться на решающем жизненном испытании? Стоит уступить, когда речь идет о чьих-то капризах, спорах или ненужном противостоянии, избежать бессмысленной битвы — а взамен обрести душевный покой, доступный человеку верующему, который выбирает побеждать — и уступать (Маайан а-Шавуа).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его