Темы: Недельная глава, Шофтим, Рассказы
«Не приноси в жертву Господу, Б-гу твоему, быка или агнца, в котором будет порок, что-нибудь худое…» (Дварим 17:1)
Рав Моше, деятель еврейского образования, на этой неделе был счастлив. Ему удалось записать множество детей в еврейские школы. Но одна семья оказалась для него настоящим испытанием. Мать ни за что не соглашалась записывать сына в религиозную школу. «Верно, — говорила она. — Там у детей развивают хорошие качества, приучают их уважать родителей. Но в светских школах учатся в более просторных помещениях, там совсем другие условия».
Рав Моше не уступал. Он вновь и вновь навещал эту семью, беседовал, убеждал и, в конце концов, преуспел. Ребенок был записан в школу, несмотря на явные сомнения и колебания матери.
Когда начались занятия, раву Моше позвонили. Это была та самая мама — она хотела поблагодарить его!
— Вы даже представить себе не можете, насколько там учителя преданы своему делу, какое качественное образование и отличный коллектив! Ребенок сияет от счастья! Спасибо, от всей души спасибо!
— И Вам больше не мешает, что помещение не такое роскошное? — спросил рав Моше.
— Смотри не на кувшин, а на то, что в нем (Пиркей Авот 4:20), — решительно ответила мама.
Тогда я и встретил рава Моше — когда он убедился, что его труды не пропали даром. Рассказывая это, он добавил: «Знаешь, таков и есть путь иудаизма испокон веков. Конечно, свиток Торы должен быть красивым, каллиграфически написанным и в роскошном чехле. Но если в нем будет пропущена хотя бы одна буква, он станет некашерным и никакой чехол ему не поможет. Если же текст будет полным, свиток останется святым даже и без чехла!»
В нашей недельной главе есть стих: «Не приноси в жертву Господу, Б-гу твоему, быка или агнца, в котором будет порок…». Маленький порок в гигантском быке — и он уже непригоден для жертвоприношения! А хилый бык, но без порока — пригоден.
То же самое и с учебой. Прежде всего, образование должно быть цельным и полноценным. Лишь после этого следует обращать внимание на красоту и удобства. И именно цельность и полноценность следует выбирать — вопреки любым трудностям.
В одной китайской деревне жил старый и очень мудрый человек. Многие из жителей этой и соседних деревень приходили, чтобы чему-нибудь научиться у него и послушать его совета. Говорили, что он никогда не ошибался и на любой вопрос у него был ответ, а для любой проблемы — решение.
Однажды деревенские ребята решили перехитрить его. «Говорят, он никогда не ошибается, — сказали они друг другу. — Но в этот раз мы подготовимся заранее, и ему придется ошибиться».
Они взяли бабочку и договорились: «Будем держать ее между ладоней и спросим мудреца: то, что у нас в руках, — живое или мертвое? Скажет “живое” — раздавим бабочку и покажем, что она мертвая; скажет “мертвое” — выпустим бабочку и покажем, что она живая».
Радуясь своему фокусу, они пришли к старцу и спросили: «Дедушка-дедушка, то, что у нас в руках, живое или мертвое?» Старец бегло взглянул на них и ответил: «Это зависит от ваших рук».
Так и в нашей жизни: всё зависит от наших рук. Человек верит и исполняет заповеди, поскольку хочет этого и выбирает этот путь по свободной воле. Отказывается от многих личных интересов и преодолевает соблазн жить без веры и без ответственности. Это настоящий выбор, и за правильный выбор полагается награда.
«Живые» мы или «мертвые» — зависит от нас. Когда человек верит в Творца мира, он обретает вечную жизнь (Маайан а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский